ПОРТРЕТНАЯ СЪЕМКА
Портретная съёмка относится к наиболее сложным видам съёмки, т. к. на снимке помимо внеш. сходства нужно уметь передать и настроение человека, особенности его характера, а также и мысль, выраженную в его взгляде. Фотопортрет бывает постановочным (студийным), репортажным, официальным. Портретные снимки для документов следует рассматривать как вид прикладной фотографии. П о- становочный (студийный) портрет снимается в условиях студии или фотоателье, где фотограф имеет всё, что необходимо для творчества: аппаратуру и оптику, осветит. приборы и нужные фоны. Поэтому здесь представляется возможным довести изображение до полного технич. совершенства.Репортажи ый портрет значительно отличается от студийного своей непосредственностью и динамичностью, а также включением в кадр обстановки, в к-рой живёт или работает человек. Причём обстановка здесь не просто композиц. материал, заполняющий картинную плоскость. Она должна многое рассказать о человеке, о его профессии или любимых занятиях с тем, чтобы углубить или расширить образную характеристику. Для таких съёмок используются, как правило, более лёгкие, подвижные камеры, к-рые позволяют сделать снимок «врасплох», хотя, конечно, человек знает о съёмке и готов к ней. Чаще всего подобные портреты снимаются в условиях естеств. освещения или же с применением подсветки лампой-вспышкой.
В официальном портрете фотограф стремится показать не только характер и особые, присущие данному человеку черты, но также и его заслуги перед Родиной, напр., портрет крупного военачальника в парадном мундире, с оружием и орденами. Официальные портреты публикуются в периодич. печати, выставляются в музеях, выставочных залах. В зависимости от конкретных задач, от характера изображаемого человека возможны и иные стилистич. решения. В прикладной портретной фотографии творческое начало уступает место требованиям чисто техническим. Портреты чаще всего компонуются как крупный план, при повороте лица анфас. Требуется белый фон, печать на матовой бумаге и пр. Обычно такие портреты снимают в студии, но съёмка возможна и в др. условиях, где может быть установлен спец. фон и осветит, приборы.
Создание портретов основано на наблюдении и непосредств. запечатле- нии характерного состояния человека, его деятельности, общения с др. людьми, с природой и ‘Г. д. Это достигается путём выбора точки съёмки, крупности плана, момента съёмки, соотношения объекта и фона. Качество каждой портретной работы в значит. мере определяют выражение лица и поза портретируемого, освещение, соотношение портретируемого и фона, применяемая аппаратура, оптика и фотоматериалы, а также их обработка.
Выражение лица и поза портретируемого. Фотограф, добиваясь сходства портрета с оригиналом, должен изучить лицо человека и подметить, какое выражение лица более всего соответствует характеру портретируемого. Почти у всех людей правая и левая части лица не вполне симметричны, у одних эта асимметрия заметна меньше, у других больше. Поэтому при съёмке и выборе позы для данного человека необходимо придать его голове и корпусу такой поворот, при к-ром асимметрия его лица не была бы заметной, а лицо было бы спокойным, не напряжённым, голова находилась бы в наиболее характерном для портретируемого положении, т. е. стремиться к максим, естественности позы и выражения лица фотографируемого.
Выражение лица полностью зависит от состояния человека. Оно будет совершенно различным у человека работающего, сосредоточенно слушающего лекцию, отдыхающего, смеющегося и т. д. В связи с этим иногда бывает целесообразно поставить перед фотографируемым какую- либо актёрскую задачу, делающую осмысленным поведение перед аппаратом во время съёмки. Поза тоже должна соответствовать характеру снимаемого человека, его возрасту и состоянию в данный момент. Ещё до съёмки следует обратить внимание на то, как обычно сидит портретируемый, как держит руки, голову и во время съёмки усадить его в наиболее естественную для него позу. Неудачная поза может привести к совершенному искажению облика на снимке, иногда даже к карикатурному изображению. При создании портрета большое значение имеет определение точки съёмки, особенно выбор её высоты и расстояние до снимаемого объекта. Так, если при съёмке крупного портрета фотокамера установлена неск. выше уровня глаз снимаемого, а голова его наклонена вниз и вперёд, на снимке искажаются пропорции лица и головы: лоб делается большим, нос удлиняется, подбородок уменьшается, шея укорачивается. При отклонении головы неск. назад и вверх подбородок увеличивается, лоб и нос укорачиваются.
Съёмка лица с очень близкого расстояния (для получения крупного плана) приводит к нежелат. деформациям, искажениям форм лица, особенно при использовании широкоугольного объектива. Поэтому при портретной съёмке следует соблюдать т. наз. безопасное расстояние, примерно равное 1,5 м (при съёмке профильного изображения — 1м). Чтобы изобразить крупно или очень крупно лицо, используют длиннофокусные объективы или насадочные линзы, удлиняющие фокусное расстояние осн. объектива.
Особое внимание при съёмке портрета уделяют освещению. Использование осветит, приборов позволяет добиться самых разнообразных эффектов: светом можно подчеркнуть выпуклости лица, при глубоких тенях в его неосвещённых участках создать мягкий тональный рисунок. Многообразие световых построений обусловливается тем, что портретную съёмку можно вести и при естеств. дневном освещении, и при искусств, свете ламп накаливания, фотовспышек, и при смешанном освещении дневным солнечным светом в сочетании с подсветкой. Рекомендовать какие-либо постоянные схемы света для портретной съёмки невозможно, т. к. каждое лицо требует индивидуального подхода. В одном случае лучшие результаты даёт мягкое рассеянное освещение, в другом — наилучшей окажется комбинация общего заполняющего и контрового света.
Съёмка портрета при искусственном освещении.
При портретной съёмке в студийных условиях большей частью используют неск. источников освещения, каждый из к-рых выполняет определённую функцию. Источник р и- сующего света, образующий осн. светотеневой рисунок, всегда расположен по отношению к лицу портретируемого в передней полусфере, т. е. виден ему. Осн. отличием освещения, создаваемого рисующим светом, является характерное распределение освещённых и затенённых участков на лице портретируемого. Независимо от общего числа осветит, приборов источник рисующего света всегда один: его выключение приводит к кардинальному изменению характера освещения, включение или выключение всех др. осветителей при включённом рисующем свете на характер освещения не влияет. Пе- реднебоковое, несколько верхнее освещение наиболее привычно для нашего глаза, и вместе с тем оно оптим. образом выявляет объёмную форму лица. Поэтому источник рисующего света чаще всего расположен выше лица портретируемого и редко ниже, а в горизонт, плоскости — непосредственно перед лицом или в пределах до 60—70° от плоскости его симметрии. Однако даже в указанных пределах существует бесконеч. множество возможных точек размещения осветителя, выполняющего функцию рисующего света. Его конкретное расположение зависит от формы лица портретируемого: для съёмки людей с плоским лицом, небольшим носом, неглубоко посаженными глазами источник рисующего света можно поднять выше. Положение этого осветителя в горизонт, плоскости также связано с формой и объёмами лица. Чем больше выступает нос, чем глубже посажены глаза, тем ближе к оси симметрии лица должен находиться источник рисующего света. Наиболее ощутима эта зависимость при фотографировании в фас, наименее — при съёмке в профиль. В практике портретной съёмки существует ряд приёмов, позволяющих установить рисующий свет оптим. образом. Так, если осветит, прибор находится в плоскости симметрии лица, его высоту следует определять по величине тени под носом — желательно, чтобы она не превышала половины расстояния от носа до верх. губы. При переднебоковом освещении высота источника и его положение в пространстве регулируются так, чтобы тень от носа пересекала щёку, оставляя в её верх, части светлый блик.
Немаловажно и расположение источника рисующего света по отношению к фотоаппарату. Наименее выраженно, уплощённо будут воспроизведены объёмные формы лица в том случае, когда осветитель и фотоаппарат расположены с одной стороны от плоскости симметрии лица. Если же их разместить с разных сторон, объёмные формы лица и фигуры портретируемого будут переданы более выпукло.
Однако фотографирование при одном источнике света производится крайне редко. Это объясняется как высоким контрастом светотеневого рисунка, так и плохой проработкой деталей в тенях. Для устранения этих недостатков кроме рисующего света при портретной съёмке используют также заполняющий свет. Не изменяя существенно освещённости тех участков лица, на к-рые падает рисующий свет, он ощутимо подсвечивает теневые участки. Для того, чтобы заполняющий свет не перебил светотеневой рисунок от рисующего света, полезный световой поток источника заполняющего света в большинстве случаев выбирают равным 20—25 % по отношению к источнику рисующего света, а сам осветитель размещают в непосредств. близости от оптич. оси объектива фотоаппарата с тем, чтобы все тени были равномерно подсвечены. При этом желательно, чтобы осветитель находился с той же стороны от фотоаппарата, что и источник рисующего света.
Для лучшего выделения объёмной формы головы и фигуры портретируемого, особенно при съёмке на тёмном фоне, используют один или два источника моделирующегосвета. По направлению свет этих источников является верхнезадне- боковым, по характеру светового потока — узконаправленным. Устанавливают их таким образом, чтобы световой поток скользил по голове и лицу портретируемого, создавая световые блики на висках, скулах и щеках. Для подсветки причёски и плеч портретируемого кроме моделирующего часто используют контровойсвет, источник к-рого располагают сзади над головой портретируемого. Этот источник также является узконаправленным. Так как осветители моделирующего и контрового света расположены сзади портретируемого и направлены в сторону фотоаппарата, во время съёмки необходимо тщательно следить, чтобы их свет случайно не попал в объектив и не вызвал паразитной засветки.
Для освещения фона необходим источник фонового света. Место его размещения и характер создаваемого им светового потока выбирают в зависимости от решаемых изобразит, задач. Для получения на снимках нейтрального белого фона, лишённого деталировки, необходимо, чтобы освещённость фона превышала освещённость самых светлых мест на лице портретируемого на 1 —Iі/2 ступени экспозиции. При более ярком фоне возможно исчезновение границ между лицом и фоном и появление световых наплывов
Применение отражающего экрана на лице и фигуре портретируемого. Неравномерное освещение фона способствует более объёмному выделению фигуры человека. В этом случае для создания ритмич. рисунка чередования светлых и тёмных участков изображения, фон освещают таким образом, чтобы светлые участки лица и фигуры портретируемого соседствовали с более тёмными участками фона и наоборот. Следует также иметь в виду, что тёмный предмет на светлом фоне кажется заметно меньшим, чем такой же светлый предмет на тёмном. Поэтому лица с крупными чертами желательно фотографировать на притенённом, нейтральном фоне.
При съёмках с источником искусств, освещения особое внимание следует уделять световой обработке глаз. Если один из приборов, освещающих лицо, повесить таким образом, чтобы он отражался в глазах портретируемого, то при этом образуются блики, к-рые оживляют портрет, увеличивают его сходство с оригиналом. Если фотографируемый человек носит очки, при освещэнии следует обратить внимание на то, чобы блик от осветит, приборов не заслонял глаза. Регулируя поворот головы и положение источников света, можно добиться такого освещения, при к-ром хорошо получаются и глаза, и стёкла очков.
Съёмка портрета при естественном освещении.
Освещение на открытом воздухе зависит от высоты стояния солнца, состояния неба и атмосферы. Солнечный свет может дать на портретной фотографии самые разнообразные световые рисунки. Портреты на натуре хорошо получаются, если солнечный свет неск. смягчён лёгкими облаками, закрывающими солнце. Мягкое освещение получается также в утренние и вечерние часы. В близкое к полудню время условия освещения для съёмки портрета крайне неблагоприятны, т. к. на лице фотографируемого образуются глубокие тени от носа, надбровий, подбородка и т. д., что приводит к его искажению на фотографии.
Применение отражающего экрана для подсветки:
В натурных съёмках широко применяются светоот- ражатели (большие листы белой бумаги, картон, фанера, оклеенная алюминиевой фольгой и т. д.). При известном опыте и навыках в качестве отражающего экрана может быть использовано зеркало, однако обращение с зеркальной подсветкой должно быть крайне осторожным, т. к. зеркало образует на лице снимаемого яркие блики, деформирующие его. Выбрав определённое положение фотографируемого по отношению к солнцу, устанавливают светоотражате- ли так, чтобы отражаемый ими солнечный свет падал на теневые участки лица и соотв. образом высвечивал тени, но не засвечивал бы поверхность объектива. Используя неск. отражателей и регулируя их местоположение, можно добиться прекрасного освещения.
Съёмка групповых портретов. Групповые снимки с расположением людей в один или неск. рядов освещаются равномерным рассеянным светом. Стремиться к какому-либо эффектному освещению каждого участника большой группы нецелесообразно, да и достигнуть этого невозможно. Одинаковое и равномерное освещение обеспечивается лишь большим кол-вом осветит, приборов. Легче снять большую группу при естеств. освещении, но только не на прямом солнечном свету, дающем резкие тени. Наиболее приемлемое положение солнца — сбоку и сзади съёмочного аппарата. Ещё лучше, если солнце в этом положении будет закрыто светлыми облаками. Хороший результат даёт и съёмка в тени. Снимая большую группу, необходимо так разместить фотографируемых, чтобы все люди в светлой одежде не оказались в одной половине снимка, а все в тёмной — в другой. Такой снимок окажется неуравновешенным и будет плохо смотреться. Людей в светлой одежде следует по возможности разместить по всему кадру равномерно. При съёмке группы в неск. рядов для обеспечения резкого изображения величину диафрагмы необходимо устанавливать в зависимости от глубины объекта, т. е. кол-ва фотографируемых рядов. Наводка на резкость в этом случае производится по тому ряду, к-рый находится неск. ближе середины всей группы
по отношению к точке установки аппарата.
Фон при портретной съёмке дожен способствовать лучшему выделению в кадре фигуры и лица фотографируемого. Он не должен отвлекать внимание зрителя от осн. объекта изображения, и поэтому очень часто наилучшим фоном для портрета оказывается какая-нибудь нейтральная по тону поверхность. Так, в качестве фона можно использовать щиты с натянутыми на них серой тканью или бумагой, свободно повешенные на стену серые одеяла, холсты и т. д. Не следует помещать портретируемого близко к фону, расстояние должно быть не менее 1 м, иначе фон получается на снимке излишне резким. Если же фон не нейтрален, а представляет собой пейзаж или интерьер, находящийся в глубине кадра, то портретируемый отодвигается на 3—5 м от ближайших предметов обстановки в комнате или деталей пейзажа. Спад резкости в глубину в известной степени нивелирует пестроту фона. Освещение фона должно быть точно увязано с освещением фотографируемого человека, при этом световые пятна и тени на фоне не должны отвлекать внимание зрителя от главного изображения. В нек-рых портретах фон тематически связывается с фотографируемым, но при всём значении фона в таком снимке он всё же продолжает оставаться лишь фоном и ни в коем случае не должен приобретать доминирующего значения в кадре. Детали фона должны находиться в гармонич. сочетании с главным объектом изображения, не располагаться непосредственно за фигурой, не сливаться с ней и не искажать этим её формы. Горизонт, линии, образуемые предметами фона, не должны членить фигуру, как это может случиться, напр., если линия горизонта проходит на уровне шеи человека.
Аппаратура и фотоматериалы. Для портретной съёмки пригодны все фотоаппараты. Однако предпочтительнее среднеформат- ные камеры. В студийных условиях пользуются крупноформатными аппаратами типа ФКП 18X24, ФКД 13X18, ФКД 18X24 и др. Негативы, полученные крупноформатными камерами, можно ретушировать, что очень важно при изготовлении художеств, портретов.
Хорошие результаты при съёмке портретов получаются при применении длиннофокусных мягкорисую- щих объективов (порядка 85 и 135 мм для размера кадра 24X36 мм). Из-за относительно небольшой глубины резкости этих объективов фон, как правило, получается на снимках мягким, а лицо фотографируемого — пластичным, без излишне точной проработки деталей кожи, её дефектов и т. п. Такие портреты требуют значительно меньше ретуши. Однако эти возможности длиннофокусных объективов могут быть использованы только в том случае, если съёмка ведётся при полных или близких к ним действующих относит. отверстиях, т. к. диафрагмирование увеличивает глубину резкости объектива. Непригодны для традиц. портретной съёмки короткофокусные объективы, дающие искажение пропорций отд. частей лица.
В нек-рых случаях с целью смягчения оптич. рисунка изображения на объектив при съёмке устанавливают спец. приспособления в виде сеток или спец. диффузных насадок. Сетки легко изготовить самому из какого-либо прозрач. материала, напр., из тюля, натянутого на onjpa- ву светофильтра УФ-1 в один слой по всей поверхности. Сетки и диффузные светофильтры надеваются на объектив после того, как произведена наводка на резкость. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не сдвинуть фотоаппарат.
Для портретной съёмки при искусств, освещении лучше всего применять изо- ортохроматич. негативные материалы с небольшой контрастностью и возможно более высокой светочувствительностью, при этом съёмка ведётся с короткими выдержками, что позволяет фотографируемому чувствовать себя непринуждённо. Съёмка в помещении на панхроматич. материале ведётся без светофильтра, к-рый применяется только в том случае, если лицо фотографируемого покрыто веснушками. Жёлтый светофильтр понижает проработку веснушек, а иногда и полностью удаляет их. Съёмка на натуре или при естеств. освещении ведётся на панхроматич. негативном материале. Контраст материала должен быть небольшим. Обычно при такой съёмке применяют жёлтый светофильтр ср. плотности.
Проявление портретных негативов производится в мягкоработающих, выравнивающих р-рах. Продолжительность обработки определяется характером негативного материала и экспозицией. Негатив должен быть хорошо проработанным, но не излишне плотным. Плотные негативы даже при хорошей проработке деталей создают на отпечатке грубое, излишне контрастное изображение.
Позитивный процесс в портретной съёмке играет очень важную роль и требует особого внимания и навыков, т. к. даже при очень хорошем негативе во время печати можно получить грубый, а иногда и искажённый по тональному рисунку портрет. Крупные портреты, особенно при больших размерах увеличений, обычно печатают на матовой, полуматовой или структурной фотобумаге. Глянцевая бумага для печати портретов применяется крайне редко, т. к. она создаёт повышенный контраст и подчёркивает зернистость изображения.
СЪЕМКА ПЕЙЗАЖА
Действительность предоставляет фотографу-пейза- жисту чрезвычайное богатство и многообразие объектов для съёмки. Пейзажи зимний и весенний, утренний и вечерний, городской и сельский, горный и морской и многие другие служат поистине неиссякаемым источником, питающим творчество фотографа. Пейзаж часто бывает осн.
темой изображения, но иногда при пейзажной съёмке центр. объектом изображения является человек, органически включённый в пейзажную композицию.
Наиболее сложным при съёмке пейзажа является обязат. умение выделить в снимке главное, акцентировать на нём внимание зрителя. Это достигается прежде всего точным композиц. построением кадра, освобождением его от перегрузки лишними деталями, отвлекающими внимание зрителя от основного в сюжете. Часто чёткой читаемости и стройности кадра способствует использование в композиц. целях элементов переднего плана — веток деревьев, деталей архитектурных сооружений и т. д. Выбирая тот или иной пейзаж для съёмки, не следует увлекаться широкими панорамными планами, если это не обусловлено точным сюжетным замыслом: они иногда хуже передают богатство и красоту данной местности, чем удачно выбранный её характерный участок с выразительно расположенными и хорошо освещёнными деталями.
Большое значение для выразительности пейзажного фотокадра имеет характер освещения. В зависимости от освещения один и тот же пейзаж выглядит или радостным, или мрачным. Распределение света и тени на объекте съёмки является основой для создания тональной композиции кадра, способствующей лучшему восприятию зрителем сюжета снимка. К различного рода освещению фотограф прибегает тогда, когда оно соответствует трактовке сюжета, способствует раскрытию темы снимка. Наиболее приемлемым для съёмки пейзажа является солнечное освещение при боковом или заднем и не очень высоком положении солнца. В этом случае пейзаж получается рельефным, с определённой глубиной, подчёркнутой чередованием светотени. Интересных световых решений можно добиться и при противоположном — контровом положении солнца. Надо только следить, чтобы прямые солнечные лучи не попадали в объектив, а были заслонены естеств. преградой, например, кроной дерева. При контровом свете, определяя экспозицию по све- там, можно, к примеру, получить эффект ночного снимка. Для съёмки пейзажа положение солнца в зените малоблагоприятно. В этом случае предметы почти не дают теней и пейзаж на фотоснимке выглядит плоским и невыразительным, а в связи с большой яркостью полуденного солнца весь световой рисунок фотографии становится чрезвычайно контрастным, изображение теряет пластику. Неблагоприятно для съёмки пейзажа и положение солнца сзади съёмочного аппарата. В этом случае тени от предметов падают позади самих предметов и изображение также получается плоским, пейзаж теряет рельефность. В сильнооблачный или пасмурный день тени на объекте съёмки также отсутствуют и фотоснимок получается серым, монотонным.
Пейзажная съёмка часто требует длительного изучения её объекта. Фотограф должен знать, как выглядит выбранный им сюжет при различ. освещении, должен уметь выбрать И2 всего многообразия вариантов освещения именно такой, к-рый более всего соответствует характеру задуманного сюжета. Иногда, необходимо подождать, пока набежавшие облака совершенно откроют солнце. В др. случаях, наоборот, выразит, световой рисунок получается, когда солнце полностью или частично закрыто облаками. Известную трудность при съёмке пейзажа представляет то, что природа, часто привлекающая глаз именно своими цветовыми сочетаниями, красочностью, должна быть показана на чёрно-белой фотографии. Поэтому, выбирая сюжет съёмки, фотограф дрлжен попытаться представить себе данный пейзаж таким, каким он получится на чёрно-белом снимке. Для облегчения этой задачи нужно пользоваться цветными светофильтрами, при просматривании через к-рые пейзаж кажется однотонным, в ка- кой-то степени приближаясь к тональному характеру изображения, даваемого чёрно-белой фотографией.
Съёмка летнего пейзажа.Осн. элементами летних пейзажей являются растительность, имеющая самые различ. оттенки зелёного цвета, и голубое небо. Кроме того, цветущие растения, яркие летние костюмы людей и т. д. расцвечивают пейзаж самыми разными красками. Для воспроизведения этих разнообразных цветов на чёрно-белой фотографии необходимо передать их различ. серыми тонами, соответствующими по своей светлоте
хроматич. цветам натуры. Поэтому прежде всего летние пейзажи следует снимать на сенсибилизир. фотоматериалах, чувствительных к длинам волн видимого спектра. Такими материалами являются ор- тохроматич., панхроматич. и изопанхроматич. негативные фотоплёнки. Правильности цветопередачи на чёрно-белой фотографии способствует также применение светофильтров, с к-рыми, как правило, должны сниматься летние пейзажи. Чаще всего для этой цели используются жёлтые, жёлто-зелёные светофильтры различ. оптич. плотностей.
При фотографировании лесного, паркового пейзажа выбирают место, где деревья растут не очень густо. Отд. деревья или их группа должны привлекать внимание оригинальной формой, цветом, эффектным освещением или ритмом в расположении стволов, веток. Фотографируя в лесу, надо учитывать, что блики от солнца, пробивающиеся сквозь листву, весьма осложняют съёмку, т. к. интервал яркостей у такого сюжета крайне велик. Почти всегда подобные снимки невыразительны: тени на них выходят чёрными, а блики — белыми пятнами, совершенно без деталей. Съёмку в лесу лучше делать в момент, когда солнце закрыто лёгким облачком, что сильно снизит контраст сюжета и позволит сделать снимок с деталями в тенях и светах. Выдержку надо определять по теням. В пасмурную погоду снимать в лесу не рекомендуется — фотографии получаются серыми, невыразительными. При съёмке в лесу, когда небо не входит в кадр, рекомендуется для уменьшения контраста сюжета применять голубой светофильтр.
Съёмка неба в фотопейзаже. Органич. составная часть каждого пейзажного снимка — небо. Оно украшает пейзаж, помогает более точно передать состояние природы и создать определённое настроение. На снимках неопытных фотолюбителей небо получается зачастую совершенно белым или очень тёмным. Белое небо обескураживает зрителя своей пустотой и вступает в противоречие с реальным восприятием его в природе. Излишне тёмное изображение неба — чаще всего результат применения слишком плотных жёлтых и оранжевых светофильтров. При использовании распространённых негативных материалов тональность неба на плёнке зависит от его цвета во время съёмки, а также от цвета и плотности светофильтра, установленного на объектив. Чаще всего мы видим небо синим, голубым или белёсым. Измерения показыают, что голубое небо в 2—3 раза ярче синего, а белёсое в крупных городах и пром. пригородах может более чем в 4 раза превышать по яркости небо за городом. Поэтому, несмотря на одинаковые погодные условия, для получения необходимой тональности неба при съёмках в различ. местах приходится применять разные по плотности и цвету светофильтры. При белёсом небе общий контраст светотени объекта съёмки заметно ниже, чем при синем в ясный день, за счёт более сильной подсветки теней. В таких случаях используют более плотные жёлтые или оранжевые светофильтры.
При съёмке неба в пасмурную погоду не спасёт ни один цветной светофильтр, поскольку пасмурное небо ахроматично. Единств, способ получения приемлемой тональности неба на снимках, сделанных в пасмурную погоду,— это использование от- тенителей и полуфильтров на объективе фотоаппарата. Большое значение при съёмке летних пейзажей имеют облака. Они оживляют изображение, а их разнообразный характер может способствовать созданию определённого настроения на фотоснимке. Рисунок облаков в кадре решающим образом зависит от применённого при съёмке светофильтра. Так, при использовании красных фильтров почти незаметные для глаза облака чётко различаются на снимке. Чёткие, рельефные облака можно фотографировать и без светофильтра, при точной экспозиции они и так хорошо прорабатываются на светочувствит. слое. В практике пейзажной фотографии широко используется приём впечатывания в снимок изображения неба с облаками с др. негатива. Располагая большим кол-вом кадров такого рода, снятых в разных условиях и в разное время года, можно к любому сюжету подобрать изображение неба, наиболее соответствующее ему по характеру облаков и направленности их освещения.
Съёмка водных поверхностей. Составной или осн. частью фотоснимка часто становятся небольшие участки спокойной или текущей воды, обширные поверхности рек, озёр, морей. Естественность их восприятия зрителем будет зависеть от правильности воспроизведения на снимке поверхности воды и её тональности. Изображения, в к-рых линия берега проходила бы строго посередине кадра, нежелательны. Большой интерес представляет способность воды отражать окружающие предметы. При полном безветрии отражения в воде почти зеркальны, чётко видны облака, небо, береговой пейзаж, но общее состояние воды маловыразительно. При лёгком ветре поверхность воды покрывается рябью или мелкими волнами, отражения видны, но нечётки. Такое состояние водной поверхности легко воспроизводится на фотоснимках, поверхность воды выглядит естественно. При съёмках в солнечную погоду против света или под малым углом к нему на поверхности воды появляется множество искрящихся бликов. Применив различ. оптич. насадки, можно получить изображение бликов в виде сверкающих штрихов или многолучевых звёздочек. Наиболее эффектные отражения в воде возникают, когда на её поверхности бывают крупные, но гладкие, как бы маслянистые, волны, образующиеся после внезапно стихшего сильного ветра.
Искажённые зеркальные отражения при этом носят причудл’ивый и живописный характер. Тональность водной поверхности можно изменить с помощью цветных светофильтров. При съёмке осн. значение имеет окраска водной поверхности, к-рая определяется цветностью различ. отражений в ней. В воде чаще всего отражается небо, имеющее синий, голубой, белый или красный цвет.
При съёмке пейзажей с водной поверхностью все эти факторы должны быть учтены. Только при этом можно воспроизвести на снимке воду в тональности, отвечающей замыслу фотографа. Светофильтр выбирают с учётом правильного воспроизведения тональности неба, отражение к-рого в воде заметно темнее истинного за счёт частич. поглощения света водой. Большие водные поверхности лучше снимать с высокой точки. В этом случае изображение воды занимает большую часть пло- щади кадра, при низкои же точке съёмки осн. часть кадра займёт небо. Для подчёркивания огромности водного пространства можно включить в кадр изображение лодки или корабля, к-рые помогут выявить масштабные соотношения. Иногда их отражения в воде способствуют более точной передаче состояния её поверхности и погоды.
Большое значение для естеств. воспроизведения на снимке воды имеет величина выдержки. При слишком коротких выдержках вода получается в виде застывшей стеклянной массы, а при слишком длинных происходит смазка, вызывающая впечатление потери резкости. Медленно текущие ручьи и реки, непроточные водоёмы при слабом ветре снимают с выдержками от 1/30 до 1/125 с, бобее быстрые или покрытые волнами с белыми «барашками» — от 1/125 до 1/250 с. Горные реки и морской прибой в момент удара волн о скалы требуют более коротких выдержек— до 1/1000 с, т. к. только в этом случае возможна проработка мелких брызг, к-рые при удачно выбранном направлении съёмки эффектно сверкают на солнце.
Съёмка при дымке и в тумане. При съёмке летних пейзажей часто приходится встречаться с туманом и дымками, к-рые делают плохо различимыми отдалённые предметы. Мельчайшие частицы, образующие дымку, мешают распространению света в воздухе. Лучи, сталкиваясь с этими частицами, многократно меняют своё направление, рассеиваются в воздухе. В большей степени подвергаются рассеянию коротковолновые синие и фиолетовые лучи (на длинноволновую часть спектра дымка оказывает значительно меньшее влияние). Туманы, состоящие из более крупных водяных капель, ещё больше препятствуют распространению света. Человек привык к явлению потери чёткости очертаний отдалённых предметов, связывая обычно это явление с большими пространствами, с т. наз. воздушной перспективой. Поэтому и в фотографии такого рода дымки, если они не чрезмерно плотны, также способствуют передаче пространственности объекта съёмки, дают определённый художеств, эффект. При дымке съёмку можно вести на обычных панхроматич. или изопан- хроматич. материалах с применением светофильтров. Следует учесть, что плотные жёлтые и тем более оранжевые или красные фильтры в той или иной степени уменьшают дымку на изображении, поэтому они должны использоваться в соответствии с изобразит. замыслами фотографа. Чем меньшей будет оптич. плотность такого светофильтра, тем заметнее будет дымка на фотоснимке. Для целого ряда спец. целей бывает необходимо получить на снимке возможно более чёткую передачу дали. Впечатление глубины пространства на плоском изображении создаёт передача «видимости» самого воздуха, наполненности им окружающей среды. На таких снимках все предметы в кадре постепенно, по мере их удаления, утрачивают чёткость контуров, становятся светлее и как бы растворяются в толще атмосферы, что соответствует нашему восприятию пространства в жизни. Воздушную среду на снимках можно создать и чисто фотогр. путём с помощью различ. технич. приёмов. Нерезкие дальние планы даёт изменение глубины резкости объектива, однако, если задний план окажется при этом темнее переднего, нужный эффект получить трудно. Поэтому, оценивая тональное соотношение планов при съёмке того или иного сюжета, нужно стремиться к тому, чтобы на переднем плане всегда размещались довольно тёмные или слабо освещённые элементы. Для нек-рого смягчения и размыва изображения применяют различ. оптич. насадки на объектив: спец. эффектные фильтры- «ту- манники» или диффузоры в виде сетки. В тех случаях, когда линейная перспектива выражена слабо (напр., при съёмке сюжетов, имеющих малую глубину протяжённости или при съёмке телеобъектива ми), этот приём оказывается основным, позволяющим передать пространство на снимке, избавиться от обилия мелких второстепенных деталей, повысить выразительность снимка и его пластичность. Для создания максим, эффекта атмосферной дымки используют спец. мягкорисующие
объективы, к-рые дают мягкий, размытый рисунок с нежными тональными переходами в тенях и высвеченными участками, словно окружёнными сиянием. Эти снимки вызывают ощущение, что сам воздух начинает светиться, а предметы, окутанные этим свечением, как бы тонут и растворяются в нём. Характер оптич. рисунка, даваемый такими объективами, объясняется довольно большой хроматич. аберрацией, тогда как геометрич.аберрации в нём более или менее исправлены. Съёмка в тумане довольно сложна и требует от фотографа определённого навыка, т. к. в таких условиях часто получаются серые, невыразит, изображения с пониженным контрастом и недостаточ. резкостью. Чтобы передать туман на фотоснимке, следует включить в кадр либо резкие и тёмные предметы на переднем плане, либо яркие, бликующие поверхности: лужи, мокрые листья кустарников и т. д. При съёмке в тумане светофильтрами обычно не пользуются. Очень эффектно выглядят снимки, сделанные рано утром при слабом тумане против солнца: воздух не просто видим, он словно осязаем, настолько велика иллюзия наполненности им пейзажа. При съёмке тумана, стелющегося по низинам или над поверхностью воды, может оказаться полезным голубой светофильтр.
Съёмка зимнего пейзажа. Осн. элементом изображения при съёмках зимнего пейзажа является снег, изморозь, покрывающие землю, деревья, строения. Зимние пейзажи — очень живописный и благодарный материал для съёмки, но они требуют от фотографа больших профессион. навыков. Тонкая тональная нюансировка заснеженного пейзажа может быть воспроизведена на фотоснимке только при точной экспозиции, ибо передержка приводит к потере в нём градации светотени на снегу, он теряет фактуру и выглядит невыразительным и однообразным, как сплошное белое пятно. При съёмке пейзажа, включающего в себя какие-либо тёмные предметы (напр., деревья, строения и т. п.), недодержка вследствие значит. интервала яркостей объекта приводит к тому, что тёмные детали пейзажа получаются на снимке в виде силуэтов, а всё изображение становится жёстким, контрастным. Правильной при съёмке зимних пейзажей будет некая ср. экспозиция, при к-рой снег получает не значит, передержку, а тени и тёмные предметы — недодержку.
Для передачи рельефов заснеженных пространств, фактуры снега, его мягкого блеска, полутонов в переходах от света к тени огромную роль играет освещение. Мягкое рассеянное или плоское переднее освещение мало способствует решению этих задач, поэтому зимние пейзажи обычно фотографируют в утренние или вечерние часы, когда низкостоящее солнце отбрасывает от предметов длинные косые тени и своими скользящими лучами подчёркивает фактуру снега и рельефы местности. Съёмка зимнего пейзажа в пасмурную погоду редко бывает удачной, т. к. мягкий характер объекта съёмки в сочетании с мягким освещением даёт вялый и серый снимок. В случае необходимости провести съёмку в пасмурную погоду (напр., при событийной репортажной съёмке) следует применять контрастные негативные материалы, снимать с нек-рой незначит, недодержкой, повышающей контраст изображения, и обрабатывать негатив контрастным и быстро работающим проявителем. Зимние пейзажи следует снимать на обычных пан- хроматич. или изопанхро- матич. негативных материалах с применением светофильтров. Чистый снег или блестящий лёд в ясную погоду имеют голубоватый оттенок, а тени на них синевато-серого цвета. Жёлтый светофильтр будет способствовать передаче тонкой градации светотени объекта съёмки. Использование плотных жёлтых и тем более оранжевых светофильтров при съёмке на снегу не рекомендуется, ибо они делают изображение резко контрастным за счёт притемнения теневых участков кадра. Это лишает изображение мягкости и пластичности, свойственных зимнему пейзажу, и, следовательно, искажает объект съёмки. Снег является мощным отражателем, создающим большое кол-во рассеянного света, к-рый образует на снимке различ. рода блики и рефлексы. В связи с этим съёмка зимних пейзажей должна вестись с применением проти- восолнечной бленды. Хороший результат даёт использование оптики с многослойным просветлением. Если кроме снега в кадре находятся тёмные предметы, интервал яркостей объекта съёмки будет очень высоким. Поэтому качество такого изображения будет тем лучше, чем больше фотогр. широта светочувствит. материала. Обработка негатива в этих случаях обычно ведётся мягкими, выравнивающими проявителями, увеличивающими фотогр. широту материала и снижающими контраст изображения. При съёмке автоматич. фотоаппаратурой зимних, морских, высокогорных пейзажей с преобладанием светлых деталей изображение на плёнке часто бывает недодержанным более чем на 3 ступени, что необходимо учитывать и компенсировать с помощью корректора экспозиции.
СЪЕМКА АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ И ИНТЕРЬЕРОВ
Съёмка архитектурных объектов на натуре и интерьеров требует от фотографа целого ряда специфич. навыков, а также спец. аппаратуры. Сложность её объясняется тем, что один и тот же архитектурный объект, снятый с различ. точек или при различ. освещении, будет воспроизведён на снимке по-разному. Снимок может правильно передать замысел архитектора, может обеднить его и даже исказить. Поэтому, прежде чем снимать какое-либо здание или ряд зданий, следует предварительно изучить объект съёмки с различ. точек и при различ. освещении.
Немаловажное значение для такой съёмки имеет фотоаппаратура и оптика. Целесообразно пользоваться зеркальными фотокамерами, к-рые позволяют хорошо видеть изображение объекта в окне видоискателя и имеют сменную оптику с различ. фокусными расстояниями и углами зрения. Нормальными объективами с фокусным расстоянием 80—90 мм и углом поля зрения 30—50°, к-рые установлены в среднефор- матных камерах, а также объективами с f = 50— 65 мм и углом поля зрения 45—55°, к-рые установлены в малоформатных камерах, можно снимать большинство архитектурных сооружений на натуре. При правильно выбранной точке съёмки они могут дать привычное для глаза фотоизображение без каких- либо искажений. Съёмка интерьеров этими объективами ограничена. Длиннофокусные объективы применяют в том случае, если объект съёмки удалён от съёмочной камеры. Архитектурные сооружения при съёмке длиннофокусными объективами неск. теряют
М. Гарус. Восточный мотив свою перспективу. Происходит как бы сближение отд. элементов изображения между собой. Короткофокусные широкоугольные объективы, напротив, как бы растягивают перспективу, акцентируют её. Снимая этими объективами, следует учитывать подчёркивание ими перспективы: сильное уменьшение объектов дальних планов и деформацию деталей на краю
кадра. Пользуясь объективами с различ. фокусными расстояниями, фотограф получает возможность снимать архитектурные сооружения с самых различ.
точек и расстояний. Одновременно сменные объективы позволяют в одних случаях передать на фотоизображении привычную для глаза перспективу
(нормальные по фокусному расстоянию объективы), а в других — неск. изменённую, но целесообразную с
точки зрения композиц. построения кадра. Применяя объективы с различ. фокусными расстояниями, фотограф должен всегда руководствоваться смысловой задачей, стоящей перед ним, и композиц. решением кадра. При этом особое значение имеет выбор точки съёмки. Одно и то же здание или помещение, снятое одним и тем же объективом, но с разных точек, будет по-разному передаваться на фотоизображении. Выбор съёмочной позиции зависит от замысла фотографа, размеров сооружения и применяемого объектива. Рекомендовать какие-либо постоянные позиции съёмки, естественно, нельзя, т. к. каждая точка съёмки зависит от характера и местоположения архитектурного объекта. Выбирая точку съёмки, необходимо стремиться к передаче объёмов и пластики снимаемого объекта. В одних случаях целесообразно снимать с нек-рого возвышения, а в других — анало- гич. ракурс как бы прижимает сооружение к земле. Часто архитектуру снимают так, чтобы на фотографии получился фасад и часть боковой стены. При выборе оптим. направления фотосъёмки ориентируются по наиболее важной, характерной части здания (обычно это бывает фасад) и захватывают в кадр дополнительно часть стены, создающую наиболее выраженную перспективу на фотоизображении. Но в целом ряде прикладных случаев применяется и т. наз. фронтальная точка съёмки, когда на фотографии видна лишь одна сторона здания; такая съёмка целесообразна для симметрич. архитектурных ансамблей.
Качество изображения зависит также и от освещения. Объёмность архитектурного объекта находится в прямой зависимости от направления падающего на него света и его интенсивности. Выбирая тот или иной характер освещения, можно добиться совершенно различ. результатов при фотографировании одного и того же здания. Чаще всего архитектурные сооружения снимают при боковом солнце, т. к. при таком освещении подчёркиваются формы здания и увеличивается рельефность. Чем контрастнее будет освещение объекта, тем меньше проработается мелких деталей и тем больше усилятся тени на фотоизображении. Съёмка в пасмурную погоду снижает проработку архитектурных форм сооружения и обычно даёт плоское и маловыразит. изображение. Реже всего применяется съёмка архитектурных объектов против света, т. к. в этом случае здания на изображении получаются в виде тёмных полусилуэтов, на к-рых плохо различимы отд. детали.
Большого навыка требует съёмка интерьеров. Здесь часто возникают дополнит. трудности из-за тесноты помещения, характера освещения, фактуры отделки, меблировки и т. д. Съёмка в помещении обычно производится короткофокусным объективом, обеспечивающим наибольший угол охвата фотографируемой площади. Для того, чтобы всё фотографируемое помещение и детали в нём получались резкими и чёткими, объектив нужно диафрагмировать. Однако чрезмерно уменьшать диафрагму не следует, т. к. это увеличивает и без того длительную выдержку, из-за к-рой съёмка обычно производится со штатива. Выбирая точку съёмки, необходимо учитывать также и предметы, расположенные в помещении. Нагро- мождённость каких-либо крупных деталей, ярких предметов и т. д., мешает зрительному восприятию изображения. Точка съёмки чаще всего должна находиться на уровне глаз стоящего человека, т. к. при таком положении съёмочной камеры создаётся наиболее привычная перспектива изображения. В нек-рых случаях более выгодной оказывается съёмка с высоты, превышающей рост человека, напр., при съёмке цехов, больших залов и т. д., где нужно показать размеры помещения и размещение в нём различ. предметов. Реже применяется съёмка в помещении с низкой точки, напр., с колена. Освещение внутри помещения создаёт определённый характер фотографии, акцентирует внимание зрителя насюжетно важной части изображения, уравновешивает светлые и тёмные участки в кадре и т. п. Освещение может осуществляться дневным светом, проникающим в окна или двери; искусств, источниками — отд. лампами и люстрами; смешанным светом — дневным светом и лампами накаливания; спец. источниками света — импульсными фотоосветителями и др. Характер освещения выбирается в зависимости от сюжета съёмки и технич. возможностей. В одних случаях дневной свет, особенно рассеянный, может обеспечить необходимую проработку всех деталей в кадре, в других — требуется к дневному свету добавить искусственный, подсвечивающий отд. детали. Нек-рые объекты съёмки выигрывают, если в кадре присутствуют солнечные лучи, падающие на пол или на какие-либо детали. Особенно рельефно эти лучи выходят на фотографии в том случае, если перед съёмкой помещение неск. задымить. Очень хорошо, с проработанными деталями в тенях получаются снимки при применении перекальных ламп, к-рые можно расположить по определённой, наиболее выгодной для данной съёмки схеме. Выдержка при съёмке в помещении колеблется в очень больших пределах, от секунды до неск. минут; Определяя выдержку, следует ориентироваться на теневые части фотографируемого помещения. Рекомендуется снимать один и тот же объект с двумя или тремя различ. выдержками. Определение выдержки при искусств, источниках света облегчается тем, что в этом случае есть возможность регулировать освещённость всех участков объекта. При фотографировании интерьеров можно пользоваться высокочувствит. плёнкой и проявлять в выравнивающих проявителях, к-рые позволяют получать хорошую проработку деталей как в тенях, так и светах.
СЪЕМКА НАТЮРМОРТА
Натюрморт как изображение предметов, вещей или элементов «мёртвой природы» в образной, художеств. форме является самостоят, жанром фотоискусства. Работа над ним в фотографии даёт возможность использовать любые композиц. решения, различ. схемы освещения, ‘не ограничивает времени съёмки, а накопленные при этом навыки полезны при съёмке в др. жанрах. Центр, место в фотонатюрморте занимает умение фотографа передавать на снимке форму предметов и их фактуру — только в этом случае в безжизненной вещи открывается незаметная обычно пластика и красота. Само собой разумеется, чтобы создать в жанре натюрморта законченное художеств, произведение, необходимо в совершенстве овладеть фотогр. техникой. Принцип подбора предметов. В одном случае фотографа поражает внеш. сходство разнородных предметов, в другом — контраст фактур. Натюрморт может состоять из предметов, объединённых их полезной функцией (напр., посуда). Может он состоять и из предметов, казалось бы, далёких друг от друга, но и в этом случае их должна связывать определённо и ясно выраженная мысль. Часто он является неотъемлемым элементом портрета или жанрового снимка. Вещевое окружение человека на фотографии играет большую роль, усиливая правдивость изображения события, сообщая ему психологич. глубину и точность. Натюрморт и сам по себе может стать лаконич. рассказом о человеке: напр., брошенные на дно лодки сеть, сапоги и штормовка могут поведать о рыбаке не меньше, чем его портрет. В фотографии особенно интересен репортажный натюрморт, своеобразно раскрывающий млр соврем, человека. В нём наиболее ярко проявляются приметы времени. Подобные снимки бывают результатом острого и необычного видения самых обычных вещей — топора и пилы, оставленных на строит, площадке в ожидании плотников, ковша экскаватора, лежащего на земле… Метко подсмотренное фотографом расположение инструментов на рабочем месте слесаря — инструментальщика рождает порой новые идеи в технич. эстетике.
Постановочный натюрморт широко используется в фотоплакате. Роль его в рекламе также значительна. Рекламный натюрморт раскрывает не только красоту, но и функцион. свойства вещей и предметов. Для этого очень важно показать их форму и фактуру. Однако стремление к тончайшей проработке дет лей, нюансов не должно приводить к натурализму. С помощью освещения решаются в натюрморте художеств. задачи: тональность, светотеневой рисунок изображения и его композиц. равновесие. Выбирая характер освещения, обращают внимание на важное обстоятельство: несмотря на большое кол-во источников света, применяющихся при съёмке, на снимке должно быть передано освещение как бы от одного главного, чаще всего от источника рисующего света. В противном случае на снимке возникает хаотичное нагромождение теней, он утрачивает лаконичность и естественность.
При искусств, освещении используется заполняющий, рисующий, моделирующий, контровой и фоновый свет. Рассеянный свет определяет общую освещённость объекта съёмки и величину экспозиции. Его источником может стать, напр., фотолампа в рефлекторе, перед к-рой устанавливается экран из марли или чертёжной кальки. С помощью рисующего света выявляют формы и объём предметов, фактуру материала. Это • узконаправленный, верхнебоковой свет, источник к-рого располагается в непосредств. близости от объекта съёмки. Для смягчения резких, густых теней используют моделирующий свет от одного или неск. источников в осветителях с рассеивающими экранами, к-рые размещают сбоку и сверху объекта съёмки, со стороны, противоположной источнику рисующего света. Контровой свет, источник к-рого помещается сзади объекта съёмки, создаёт световой контур вокруг очертания предметов, давая возможность хорошо выделить предметы на фоне, если их тональность близка, обогатить световую палитру снимка. С помощью источников фонового света добиваются необходимой тональности фона, к-рая наилучшим образом соответствует авторскому решению темы. При естеств. освещении необходимая тональность, подсветка теней и расстановка световых акцентов достигается применением отражателей из белой бумаги, ткани, алюминиевой фольги или зеркал. При съёмке на чёрно-белую плёнку допускается использование смешанных источников света — естественного и искусственного.
В зависимости от содержания снимка выбирается фон. Он должен быть ровным, спокойным, редко с оттенением от светлого к тёмному. Светлые предметы лучше выглядят на тёмном фоне и наоборот. Фон передают на снимке обычно слегка нерезким. В качестве фона используют гладкую стену, лист картона или спец. задник в виде изогнутого листа плотной чертёжной бумаги. В нек-рых случаях такой задник можно задрапировать подходящей тканью. Тональностью фона управляют, меняя его освещённость. Особое значение придаётся передаче фактуры поверхности фотографируемых предметов, к-рая зависит от направления светового потока и его интенсивности. При сильном контрасте освещённости свет «забивает» нек-рые детали, негатив в этих местах получается излишне плотным, а в тенях утрачиваются детали изображения и фактура материала вслед-
ствие этого прорабатывается плохо. Наиболее трудными для воспроизведения являются изделия из стекла, полированного дерева, металла и др. материалов, имеющих глянцевую поверхность. Для предотвращения возникновения на них бликов и отражения окружающей обстановки применяют мягкий и рассеянный свет или производят съёмку через тёмный экран, имеющий отверстие для объектива фотоаппарата. Для смягчения бликов используют поляризационный светофильтр. Однако на полированных металлич.
РЕПОРТАЖНАЯ СЪЕМКА
Фоторепортаж как один из информац. жанров фотоискусства оперативно, с неповерхностях и стекле он их полностью не устраняет. Предварит, охлаждение металлич. и стеклянных предметов, в результате чего поверхность отпотевает и становится слегка матовой, также позволяет устранить блики. Монеты, медали и др. плоские предметы снимают для выявления рельефа при боковом, резко направленном, «скользящем» свете.
ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СЪЕМКИ
Для съёмки натюрморта наиболее пригодны зеркальные фотокамеры. Они позволяют снимать в крупном масштабе с близкого расстояния, наблюдать изображение на матовом стекле видоискателя и надёжно контролировать глубину резко изображаемого пространства, характер рас-
пределения теней и результат действия различ. оптич. насадок. К малоформатным камерам можно рекомендовать макрообъективы «Индустар- 61ЛЗ» и МС «Волна-9», удлинит, кольца и насадоч- ные положит, линзы. Обычно для этого вида съёмки применяют панхроматич. и изопанхроматич. негативные материалы, т. к. они с применением соотв. светофильтра обеспечивают лучшую цветопередачу. При обработке негативов используют мягкоработаю- щие мелкозернистые проявители.