ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЪЕМОК

ПОРТРЕТНАЯ СЪЕМКА

Портретная съёмка от­носится к наиболее слож­ным видам съёмки, т. к. на снимке помимо внеш. сходства нужно уметь пе­редать и настроение чело­века, особенности его ха­рактера, а также и мысль, выраженную в его взгляде. Фотопортрет бывает по­становочным (студийным), репортажным, официаль­ным. Портретные снимки для документов следует рассматривать как вид при­кладной фотографии. П о- становочный (сту­дийный) портрет сни­мается в условиях студии или фотоателье, где фото­граф имеет всё, что не­обходимо для творчества: аппаратуру и оптику, осве­тит. приборы и нужные фоны. Поэтому здесь пред­ставляется возможным до­вести изображение до пол­ного технич. совершенства.Репортажи ый пор­трет значительно отли­чается от студийного своей непосредственностью и ди­намичностью, а также включением в кадр обста­новки, в к-рой живёт или работает человек. Причём обстановка здесь не просто композиц. материал, запол­няющий картинную плос­кость. Она должна многое рассказать о человеке, о его профессии или люби­мых занятиях с тем, чтобы углубить или расширить образную характеристику. Для таких съёмок исполь­зуются, как правило, бо­лее лёгкие, подвижные ка­меры, к-рые позволяют сделать снимок «врасплох», хотя, конечно, человек зна­ет о съёмке и готов к ней. Чаще всего подобные пор­треты снимаются в усло­виях естеств. освещения или же с применением подсветки лампой-вспышкой.

Е. Козюля. Гончар из Ивенца

В официальном портрете фотограф стремится показать не толь­ко характер и особые, при­сущие данному человеку черты, но также и его заслуги перед Родиной, напр., портрет крупного военачальника в парадном мундире, с оружием и орде­нами. Официальные пор­треты публикуются в периодич. печати, выстав­ляются в музеях, выста­вочных залах. В зависи­мости от конкретных задач, от характера изображаемо­го человека возможны и иные стилистич. решения. В прикладной пор­третной фотогра­фии творческое начало уступает место требова­ниям чисто техническим. Портреты чаще всего ком­понуются как крупный план, при повороте лица анфас. Требуется белый фон, печать на матовой бумаге и пр. Обычно такие портреты снимают в сту­дии, но съёмка возможна и в др. условиях, где мо­жет быть установлен спец. фон и осветит, приборы.

Создание портретов основано на наблюдении и непосредств. запечатле- нии характерного состоя­ния человека, его дея­тельности, общения с др. людьми, с природой и ‘Г. д. Это достигается путём вы­бора точки съёмки, круп­ности плана, момента съём­ки, соотношения объекта и фона. Качество каждой портретной работы в зна­чит. мере определяют вы­ражение лица и поза пор­третируемого, освещение, соотношение портретируе­мого и фона, применяемая аппаратура, оптика и фото­материалы, а также их обработка.

В. Федоренко. Валентина

Выражение лица и поза портретируемого. Фото­граф, добиваясь сходства портрета с оригиналом, должен изучить лицо чело­века и подметить, какое выражение лица более все­го соответствует характеру портретируемого. Почти у всех людей правая и левая части лица не вполне сим­метричны, у одних эта асимметрия заметна мень­ше, у других больше. По­этому при съёмке и выборе позы для данного человека необходимо придать его голове и корпусу такой поворот, при к-ром асим­метрия его лица не была бы заметной, а лицо было бы спокойным, не напряжён­ным, голова находилась бы в наиболее характерном для портретируемого по­ложении, т. е. стремиться к максим, естественности позы и выражения лица фотографируемого.

Выражение лица полно­стью зависит от состояния человека. Оно будет со­вершенно различным у че­ловека работающего, со­средоточенно слушающе­го лекцию, отдыхающего, смеющегося и т. д. В связи с этим иногда бывает целе­сообразно поставить перед фотографируемым какую- либо актёрскую задачу, делающую осмысленным поведение перед аппаратом во время съёмки. Поза тоже должна соответство­вать характеру снимаемого человека, его возрасту и состоянию в данный мо­мент. Ещё до съёмки следует обратить внимание на то, как обычно сидит портретируемый, как дер­жит руки, голову и во вре­мя съёмки усадить его в наиболее естественную для него позу. Неудачная поза может привести к совершенному искажению облика на снимке, иногда даже к карикатурному изо­бражению. При создании портрета большое значе­ние имеет определение точ­ки съёмки, особенно выбор её высоты и расстояние до снимаемого объекта. Так, если при съёмке круп­ного портрета фотокамера установлена неск. выше уровня глаз снимаемого, а голова его наклонена вниз и вперёд, на снимке искажаются пропорции ли­ца и головы: лоб делается большим, нос удлиняется, подбородок уменьшается, шея укорачивается. При отклонении головы неск. назад и вверх подбородок увеличивается, лоб и нос укорачиваются.

Съёмка лица с очень близкого расстояния (для получения крупного плана) приводит к нежелат. дефор­мациям, искажениям форм лица, особенно при исполь­зовании широкоугольного объектива. Поэтому при портретной съёмке следует соблюдать т. наз. безопас­ное расстояние, примерно равное 1,5 м (при съёмке профильного изображе­ния — 1м). Чтобы изобра­зить крупно или очень крупно лицо, используют длиннофокусные объекти­вы или насадочные линзы, удлиняющие фокусное рас­стояние осн. объектива.

В. Бутра. Вдохновение дантиста

Особое внимание при съёмке портрета уделяют освещению. Использование осветит, приборов позво­ляет добиться самых разно­образных эффектов: светом можно подчеркнуть вы­пуклости лица, при глубо­ких тенях в его неосве­щённых участках создать мягкий тональный рису­нок. Многообразие свето­вых построений обуслов­ливается тем, что портрет­ную съёмку можно вести и при естеств. дневном освещении, и при искусств, свете ламп накаливания, фотовспышек, и при сме­шанном освещении днев­ным солнечным светом в сочетании с подсветкой. Рекомендовать какие-либо постоянные схемы света для портретной съёмки не­возможно, т. к. каждое лицо требует индивидуаль­ного подхода. В одном случае лучшие результаты даёт мягкое рассеянное освещение, в другом — наилучшей окажется ком­бинация общего заполняю­щего и контрового света.

С. Новиков. Строгий мастер

Съёмка портрета при искусственном освещении.

При портретной съёмке в студийных условиях боль­шей частью используют неск. источников освеще­ния, каждый из к-рых вы­полняет определённую функцию. Источник р и- сующего света, об­разующий осн. светотене­вой рисунок, всегда рас­положен по отношению к лицу портретируемого в передней полусфере, т. е. виден ему. Осн. отличием освещения, создаваемого рисующим светом, являет­ся характерное распреде­ление освещённых и за­тенённых участков на лице портретируемого. Не­зависимо от общего числа осветит, приборов источник рисующего света всегда один: его выключение при­водит к кардинальному из­менению характера осве­щения, включение или выключение всех др. осветите­лей при включённом ри­сующем свете на характер освещения не влияет. Пе- реднебоковое, несколько верхнее освещение наибо­лее привычно для нашего глаза, и вместе с тем оно оптим. образом выявляет объёмную форму лица. Поэтому источник рисую­щего света чаще всего расположен выше лица портретируемого и редко ниже, а в горизонт, плос­кости — непосредственно перед лицом или в пределах до 60—70° от плоскости его симметрии. Однако даже в указанных пределах существует бесконеч. мно­жество возможных точек размещения осветителя, выполняющего функцию рисующего света. Его кон­кретное расположение за­висит от формы лица портретируемого: для съёмки людей с плоским лицом, небольшим носом, неглубо­ко посаженными глазами источник рисующего света можно поднять выше. По­ложение этого осветителя в горизонт, плоскости так­же связано с формой и объёмами лица. Чем боль­ше выступает нос, чем глуб­же посажены глаза, тем ближе к оси симметрии лица должен находиться источник рисующего све­та. Наиболее ощутима эта зависимость при фотогра­фировании в фас, наиме­нее — при съёмке в про­филь. В практике портрет­ной съёмки существует ряд приёмов, позволяющих установить рисующий свет оптим. образом. Так, если осветит, прибор находится в плоскости симметрии лица, его высоту следует определять по величине тени под носом — жела­тельно, чтобы она не пре­вышала половины расстоя­ния от носа до верх. губы. При переднебоковом осве­щении высота источника и его положение в про­странстве регулируются так, чтобы тень от носа пересекала щёку, оставляя в её верх, части светлый блик.

Немаловажно и распо­ложение источника рисую­щего света по отношению к фотоаппарату. Наименее выраженно, уплощённо бу­дут воспроизведены объём­ные формы лица в том случае, когда осветитель и фотоаппарат расположе­ны с одной стороны от плоскости симметрии лица. Если же их разместить с разных сторон, объёмные формы лица и фигуры пор­третируемого будут пере­даны более выпукло.

Однако фотографирование при одном источнике света производится крайне редко. Это объясняется как высо­ким контрастом светотене­вого рисунка, так и плохой проработкой деталей в тенях. Для устранения этих недо­статков кроме рисующего све­та при портретной съёмке используют также запол­няющий свет. Не изменяя существенно освещённости тех участков лица, на к-рые падает рисующий свет, он ощутимо подсвечивает тене­вые участки. Для того, чтобы заполняющий свет не пере­бил светотеневой рисунок от рисующего света, полезный световой поток источника за­полняющего света в боль­шинстве случаев выбирают равным 20—25 % по от­ношению к источнику ри­сующего света, а сам освети­тель размещают в непо­средств. близости от оптич. оси объектива фотоаппарата с тем, чтобы все тени были равномерно подсвечены. При этом желательно, чтобы осве­титель находился с той же стороны от фотоаппарата, что и источник рисующего света.

Для лучшего выделения объёмной формы головы и фи­гуры портретируемого, осо­бенно при съёмке на тёмном фоне, используют один или два источника модели­рующегосвета. По на­правлению свет этих источ­ников является верхнезадне- боковым, по характеру све­тового потока — узконаправленным. Устанавливают их таким образом, чтобы свето­вой поток скользил по голове и лицу портретируемого, соз­давая световые блики на вис­ках, скулах и щеках. Для подсветки причёски и плеч портретируемого кроме мо­делирующего часто исполь­зуют контровойсвет, источник к-рого располагают сзади над головой портрети­руемого. Этот источник так­же является узконаправлен­ным. Так как осветители мо­делирующего и контрового света расположены сзади портретируемого и направ­лены в сторону фотоаппарата, во время съёмки необходимо тщательно следить, чтобы их свет случайно не попал в объектив и не вызвал па­разитной засветки.

Для освещения фона необ­ходим источник фонового света. Место его разме­щения и характер создавае­мого им светового потока выбирают в зависимости от решаемых изобразит, задач. Для получения на снимках нейтрального белого фона, лишённого деталировки, не­обходимо, чтобы освещён­ность фона превышала осве­щённость самых светлых мест на лице портретируемого на 1 —Iі/2 ступени экспозиции. При более ярком фоне воз­можно исчезновение границ между лицом и фоном и появ­ление световых наплывов

Применение отражающего экрана на лице и фигуре портре­тируемого. Неравномерное освещение фона способствует более объёмному выделению фигуры человека. В этом слу­чае для создания ритмич. рисунка чередования светлых и тёмных участков изобра­жения, фон освещают таким образом, чтобы светлые участки лица и фигуры пор­третируемого соседствовали с более тёмными участками фона и наоборот. Следует также иметь в виду, что тём­ный предмет на светлом фоне кажется заметно меньшим, чем такой же светлый пред­мет на тёмном. Поэтому лица с крупными чертами жела­тельно фотографировать на притенённом, нейтральном фоне.

При съёмках с источником искусств, освещения особое внимание следует уделять световой обработке глаз. Если один из приборов, освещаю­щих лицо, повесить таким об­разом, чтобы он отражался в глазах портретируемого, то при этом образуются блики, к-рые оживляют портрет, уве­личивают его сходство с ори­гиналом. Если фотографируе­мый человек носит очки, при освещэнии следует обратить внимание на то, чобы блик от осветит, приборов не заслонял глаза. Регулируя поворот го­ловы и положение источников света, можно добиться тако­го освещения, при к-ром хорошо получаются и глаза, и стёкла очков.

Съёмка портрета при естественном освещении.

Освещение на открытом воздухе зависит от высоты стояния солнца, состояния неба и атмосферы. Солнеч­ный свет может дать на портретной фотографии са­мые разнообразные свето­вые рисунки. Портреты на натуре хорошо получаются, если солнечный свет неск. смягчён лёгкими облаками, закрывающими солнце. Мягкое освещение получа­ется также в утренние и ве­черние часы. В близкое к полудню время условия освещения для съёмки портрета крайне неблаго­приятны, т. к. на лице фо­тографируемого образуют­ся глубокие тени от носа, надбровий, подбородка и т. д., что приводит к его искажению на фотографии.

Применение отражающего экрана для подсветки:

В натурных съёмках ши­роко применяются светоот- ражатели (большие листы белой бумаги, картон, фа­нера, оклеенная алюминие­вой фольгой и т. д.). При известном опыте и навы­ках в качестве отражающе­го экрана может быть ис­пользовано зеркало, однако обращение с зеркальной подсветкой должно быть крайне осторожным, т. к. зеркало образует на лице снимаемого яркие блики, деформирующие его. Вы­брав определённое положе­ние фотографируемого по отношению к солнцу, уста­навливают светоотражате- ли так, чтобы отражаемый ими солнечный свет падал на теневые участки лица и соотв. образом высвечи­вал тени, но не засвечи­вал бы поверхность объек­тива. Используя неск. отра­жателей и регулируя их местоположение, можно добиться прекрасного осве­щения.

Съёмка групповых порт­ретов. Групповые снимки с расположением людей в один или неск. рядов осве­щаются равномерным рас­сеянным светом. Стремить­ся к какому-либо эффект­ному освещению каждого участника большой группы нецелесообразно, да и до­стигнуть этого невозмож­но. Одинаковое и равно­мерное освещение обеспе­чивается лишь большим кол-вом осветит, приборов. Легче снять большую груп­пу при естеств. освещении, но только не на прямом солнечном свету, дающем резкие тени. Наиболее при­емлемое положение солн­ца — сбоку и сзади съёмоч­ного аппарата. Ещё луч­ше, если солнце в этом по­ложении будет закрыто светлыми облаками. Хоро­ший результат даёт и съём­ка в тени. Снимая большую группу, необходимо так разместить фотографируе­мых, чтобы все люди в светлой одежде не оказа­лись в одной полови­не снимка, а все в тём­ной — в другой. Такой сни­мок окажется неуравнове­шенным и будет плохо смотреться. Людей в свет­лой одежде следует по воз­можности разместить по всему кадру равномерно. При съёмке группы в неск. рядов для обеспечения рез­кого изображения величи­ну диафрагмы необходимо устанавливать в зависимо­сти от глубины объекта, т. е. кол-ва фотографируе­мых рядов. Наводка на резкость в этом случае про­изводится по тому ряду, к-рый находится неск. бли­же середины всей группы
по отношению к точке установки аппарата.

Фон при портретной съёмке дожен способство­вать лучшему выделению в кадре фигуры и лица фото­графируемого. Он не дол­жен отвлекать внимание зрителя от осн. объекта изображения, и поэтому очень часто наилучшим фо­ном для портрета оказыва­ется какая-нибудь нейт­ральная по тону поверх­ность. Так, в качестве фона можно использовать щиты с натянутыми на них серой тканью или бумагой, сво­бодно повешенные на стену серые одеяла, холсты и т. д. Не следует помещать порт­ретируемого близко к фо­ну, расстояние должно быть не менее 1 м, иначе фон получается на снимке излишне резким. Если же фон не нейтрален, а пред­ставляет собой пейзаж или интерьер, находящийся в глубине кадра, то портрети­руемый отодвигается на 3—5 м от ближайших пред­метов обстановки в комна­те или деталей пейзажа. Спад резкости в глубину в известной степени нивели­рует пестроту фона. Осве­щение фона должно быть точно увязано с освеще­нием фотографируемого человека, при этом свето­вые пятна и тени на фоне не должны отвлекать вни­мание зрителя от главного изображения. В нек-рых портретах фон тематически связывается с фотографи­руемым, но при всём зна­чении фона в таком снимке он всё же продолжает оста­ваться лишь фоном и ни в коем случае не должен приобретать   домини­рующего значения в кадре. Детали фона должны нахо­диться в гармонич. сочета­нии с главным объектом изображения, не распола­гаться непосредственно за фигурой, не сливаться с ней и не искажать этим её фор­мы. Горизонт, линии, обра­зуемые предметами фона, не должны членить фигуру, как это может случиться, напр., если линия горизонта проходит на уровне шеи че­ловека.

Аппаратура и фотомате­риалы. Для портретной съёмки пригодны все фото­аппараты. Однако предпо­чтительнее среднеформат- ные камеры. В студийных условиях    пользуются крупноформатными аппа­ратами типа ФКП 18X24, ФКД 13X18, ФКД 18X24 и др. Негативы, полученные крупноформатными каме­рами, можно ретуширо­вать, что очень важно при изготовлении художеств, портретов.

Хорошие результаты при съёмке портретов получа­ются при применении длин­нофокусных мягкорисую- щих объективов (порядка 85 и 135 мм для размера кадра 24X36 мм). Из-за от­носительно небольшой глу­бины резкости этих объек­тивов фон, как правило, по­лучается на снимках мяг­ким, а лицо фотографи­руемого — пластичным, без излишне точной проработки деталей ко­жи, её дефектов и т. п. Такие портреты требуют значительно меньше рету­ши. Однако эти возможно­сти длиннофокусных объ­ективов могут быть исполь­зованы только в том слу­чае, если съёмка ведётся при полных или близких к ним действующих отно­сит. отверстиях, т. к. диа­фрагмирование увеличива­ет глубину резкости объек­тива. Непригодны для тра­диц. портретной съёмки ко­роткофокусные объективы, дающие искажение про­порций отд. частей лица.

В нек-рых случаях с целью смягчения оптич. рисунка изображения на объектив при съёмке уста­навливают спец. приспособ­ления в виде сеток или спец. диффузных насадок. Сетки легко изготовить са­мому из какого-либо про­зрач. материала, напр., из тюля, натянутого на onjpa- ву светофильтра УФ-1 в один слой по всей поверх­ности. Сетки и диффуз­ные светофильтры наде­ваются на объектив после того, как произведена на­водка на резкость. Делать это нужно очень осторож­но, чтобы не сдвинуть фо­тоаппарат.

Для портретной съёмки при искусств, освещении лучше всего применять изо- ортохроматич. негативные материалы с небольшой контрастностью и возмож­но более высокой свето­чувствительностью, при этом съёмка ведётся с ко­роткими выдержками, что позволяет фотографируе­мому чувствовать себя не­принуждённо. Съёмка в по­мещении на панхроматич. материале ведётся без све­тофильтра, к-рый применя­ется только в том случае, если лицо фотографируе­мого покрыто веснушками. Жёлтый светофильтр пони­жает проработку веснушек, а иногда и полностью уда­ляет их. Съёмка на натуре или при естеств. освеще­нии ведётся на панхрома­тич. негативном материа­ле. Контраст материала должен быть небольшим. Обычно при такой съёмке применяют жёлтый свето­фильтр ср. плотности.

Проявление портретных негативов производится в мягкоработающих, вырав­нивающих р-рах. Продол­жительность обработки определяется характером негативного материала и экспозицией. Негатив дол­жен быть хорошо прора­ботанным, но не излишне плотным. Плотные нега­тивы даже при хорошей проработке деталей созда­ют на отпечатке грубое, излишне контрастное изо­бражение.

Позитивный процесс в портретной съёмке играет очень важную роль и тре­бует особого внимания и навыков, т. к. даже при очень хорошем негативе во время печати можно полу­чить грубый, а иногда и искажённый по тональному рисунку портрет. Крупные портреты, особенно при больших размерах увеличе­ний, обычно печатают на матовой, полуматовой или структурной фотобумаге. Глянцевая бумага для пе­чати портретов применя­ется крайне редко, т. к. она создаёт повышенный конт­раст и подчёркивает зерни­стость изображения.

СЪЕМКА ПЕЙЗАЖА

Действительность предо­ставляет фотографу-пейза- жисту чрезвычайное богат­ство и многообразие объек­тов для съёмки. Пейзажи зимний и весенний, утрен­ний и вечерний, городской и сельский, горный и мор­ской и многие другие слу­жат поистине неиссякае­мым источником, питаю­щим творчество фотографа. Пейзаж часто бывает осн.

темой изображения, но иногда при пейзажной съёмке центр. объектом изображения является че­ловек, органически вклю­чённый в пейзажную ком­позицию.

Наиболее сложным при съёмке пейзажа является обязат. умение выделить в снимке главное, акцентиро­вать на нём внимание зри­теля. Это достигается пре­жде всего точным компо­зиц. построением кадра, освобождением его от пе­регрузки лишними деталя­ми, отвлекающими внима­ние зрителя от основного в сюжете. Часто чёткой читаемости и стройности кадра способствует исполь­зование в композиц. целях элементов переднего пла­на — веток деревьев, дета­лей архитектурных соору­жений и т. д. Выбирая тот или иной пейзаж для съёмки, не следует увле­каться широкими панорам­ными планами, если это не обусловлено точным сю­жетным замыслом: они иногда хуже передают бо­гатство и красоту данной местности, чем удачно вы­бранный её характерный участок с выразительно расположенными и хорошо освещёнными деталями.

Большое значение для выразительности пейзаж­ного фотокадра имеет ха­рактер освещения. В зависи­мости от освещения один и тот же пейзаж выгля­дит или радостным, или мрачным. Распределение света и тени на объекте съёмки является основой для создания тональной композиции кадра, способ­ствующей лучшему воспри­ятию зрителем сюжета снимка. К различного рода освещению фотограф при­бегает тогда, когда оно соответствует трактовке сюжета, способствует рас­крытию темы снимка. Наи­более приемлемым для съёмки пейзажа является солнечное освещение при боковом или заднем и не очень высоком положении солнца. В этом случае пейзаж получается рель­ефным, с определённой глубиной, подчёркнутой чередованием светотени. Интересных световых ре­шений можно добиться и при противоположном — контровом положении солнца. Надо только сле­дить, чтобы прямые сол­нечные лучи не попадали в объектив, а были засло­нены естеств. преградой, например, кроной дерева. При контровом свете, опре­деляя экспозицию по све- там, можно, к примеру, по­лучить эффект ночного снимка. Для съёмки пейза­жа положение солнца в зе­ните малоблагоприятно. В этом случае предметы почти не дают теней и пей­заж на фотоснимке выгля­дит плоским и невырази­тельным, а в связи с боль­шой яркостью полуденного солнца весь световой рису­нок фотографии становится чрезвычайно контрастным, изображение теряет пла­стику. Неблагоприятно для съёмки пейзажа и поло­жение солнца сзади съё­мочного аппарата. В этом случае тени от предметов падают позади самих пред­метов и изображение также получается плоским, пей­заж теряет рельефность. В сильнооблачный или пас­мурный день тени на объек­те съёмки также отсутству­ют и фотоснимок получа­ется серым, монотонным.

Пейзажная съёмка часто требует длительного изуче­ния её объекта. Фотограф должен знать, как выгля­дит выбранный им сюжет при различ. освещении, должен уметь выбрать И2 всего многообразия вари­антов освещения именно та­кой, к-рый более всего со­ответствует характеру за­думанного сюжета. Иногда, необходимо подождать, по­ка набежавшие облака со­вершенно откроют солнце. В др. случаях, наоборот, выразит, световой рисунок получается, когда солнце полностью или частично закрыто облаками. Извест­ную трудность при съёмке пейзажа представляет то, что природа, часто привле­кающая глаз именно сво­ими цветовыми сочетания­ми, красочностью, должна быть показана на чёрно-бе­лой фотографии. Поэтому, выбирая сюжет съёмки, фо­тограф дрлжен попытаться представить себе данный пейзаж таким, каким он по­лучится на чёрно-белом снимке. Для облегчения этой задачи нужно поль­зоваться цветными свето­фильтрами, при просматривании через к-рые пейзаж кажется однотонным, в ка- кой-то степени прибли­жаясь к тональному харак­теру изображения, дава­емого чёрно-белой фото­графией.

Съёмка летнего пейзажа.Осн. элементами летних пейзажей являются расти­тельность, имеющая самые различ. оттенки зелёного цвета, и голубое небо. Кро­ме того, цветущие расте­ния, яркие летние костюмы людей и т. д. расцвечи­вают пейзаж самыми раз­ными красками. Для вос­произведения этих разнооб­разных цветов на чёрно-бе­лой фотографии необходи­мо передать их различ. се­рыми тонами, соответству­ющими по своей светлоте

хроматич. цветам натуры. Поэтому прежде всего лет­ние пейзажи следует сни­мать на сенсибилизир. фо­томатериалах, чувствитель­ных к длинам волн видимого спектра. Такими материалами являются ор- тохроматич., панхроматич. и изопанхроматич. негатив­ные фотоплёнки. Правиль­ности цветопередачи на чёрно-белой фотографии способствует также приме­нение светофильтров, с к-рыми, как правило, долж­ны сниматься летние пей­зажи. Чаще всего для этой цели используются жёл­тые, жёлто-зелёные свето­фильтры различ. оптич. плотностей.

При фотографировании лесного, паркового пейза­жа выбирают место, где де­ревья растут не очень гус­то. Отд. деревья или их группа должны привлекать внимание оригинальной формой, цветом, эффект­ным освещением или рит­мом в расположении ство­лов, веток. Фотографируя в лесу, надо учитывать, что блики от солнца, проби­вающиеся сквозь листву, весьма осложняют съёмку, т. к. интервал яркостей у такого сюжета крайне ве­лик. Почти всегда подоб­ные снимки невыразитель­ны: тени на них выходят чёрными, а блики — белы­ми пятнами, совершенно без деталей. Съёмку в лесу лучше делать в момент, когда солнце закрыто лёг­ким облачком, что сильно снизит контраст сюжета и позволит сделать снимок с деталями в тенях и светах. Выдержку надо определять по теням. В пасмурную по­году снимать в лесу не рекомендуется — фотогра­фии получаются серыми, невыразительными. При съёмке в лесу, когда небо не входит в кадр, реко­мендуется для уменьшения контраста сюжета приме­нять голубой светофильтр.

Съёмка неба в фотопей­заже. Органич. составная часть каждого пейзажного снимка — небо. Оно укра­шает пейзаж, помогает бо­лее точно передать состоя­ние природы и создать определённое настроение. На снимках неопытных фо­толюбителей небо получа­ется зачастую совершенно белым или очень тёмным. Белое небо обескуражива­ет зрителя своей пустотой и вступает в противоре­чие с реальным восприя­тием его в природе. Из­лишне тёмное изображение неба — чаще всего резуль­тат применения слишком плотных жёлтых и оранже­вых светофильтров. При использовании распростра­нённых негативных матери­алов тональность неба на плёнке зависит от его цвета во время съёмки, а также от цвета и плотности свето­фильтра, установленного на объектив. Чаще всего мы видим небо синим, голубым или белёсым. Измерения показыают, что голубое не­бо в 2—3 раза ярче синего, а белёсое в крупных горо­дах и пром. пригородах может более чем в 4 раза превышать по яркости небо за городом. Поэтому, не­смотря на одинаковые по­годные условия, для полу­чения необходимой тональ­ности неба при съёмках в различ. местах прихо­дится применять разные по плотности и цвету свето­фильтры. При белёсом небе общий контраст светотени объекта съёмки заметно ни­же, чем при синем в ясный день, за счёт более силь­ной подсветки теней. В та­ких случаях используют более плотные жёлтые или оранжевые светофильтры.

При съёмке неба в пас­мурную погоду не спасёт ни один цветной свето­фильтр, поскольку пасмур­ное небо ахроматично. Единств, способ получения приемлемой тональности неба на снимках, сделан­ных в пасмурную пого­ду,— это использование от- тенителей и полуфильтров на объективе фотоаппа­рата. Большое значение при съёмке летних пейза­жей имеют облака. Они оживляют изображение, а их разнообразный характер может способствовать соз­данию определённого на­строения на фотоснимке. Рисунок облаков в кадре ре­шающим образом зависит от применённого при съём­ке светофильтра. Так, при использовании красных фильтров почти незамет­ные для глаза облака чётко различаются на снимке. Чёткие, рельефные облака можно фотографировать и без светофильтра, при точ­ной экспозиции они и так хорошо прорабатываются на светочувствит. слое. В практике пейзажной фотографии широко исполь­зуется приём впечатывания в снимок изображения неба с облаками с др. негатива. Располагая большим кол-вом кадров такого рода, снятых в разных условиях и в раз­ное время года, можно к любому сюжету подобрать изображение неба, наибо­лее соответствующее ему по характеру облаков и на­правленности их освеще­ния.

Съёмка водных поверх­ностей. Составной или осн. частью фотоснимка часто становятся   небольшие участки спокойной или те­кущей воды, обширные по­верхности рек, озёр, морей. Естественность их восприя­тия зрителем будет зави­сеть от правильности вос­произведения на снимке по­верхности воды и её тональ­ности. Изображения, в к-рых линия берега прохо­дила бы строго посередине кадра, нежелательны. Боль­шой интерес представляет способность воды отражать окружающие предметы. При полном безветрии от­ражения в воде почти зер­кальны, чётко видны обла­ка, небо, береговой пейзаж, но общее состояние воды маловыразительно. При лёгком ветре поверхность воды покрывается рябью или мелкими волнами, от­ражения видны, но нечёт­ки. Такое состояние водной поверхности легко воспро­изводится на фотосним­ках, поверхность воды вы­глядит естественно. При съёмках в солнечную по­году против света или под малым углом к нему на по­верхности воды появляется множество искрящихся бликов. Применив различ. оптич. насадки, можно по­лучить изображение бли­ков в виде сверкающих штрихов или многолуче­вых звёздочек. Наиболее эффектные отражения в во­де возникают, когда на её поверхности бывают круп­ные, но гладкие, как бы маслянистые, волны, обра­зующиеся после внезапно стихшего сильного ветра.

Искажённые зеркальные отражения при этом носят причудл’ивый и живопис­ный характер. Тональность водной поверхности можно изменить с помощью цвет­ных светофильтров. При съёмке осн. значение имеет окраска водной поверх­ности, к-рая определяется цветностью различ. отраже­ний в ней. В воде чаще всего отражается небо, имеющее синий, голубой, белый или красный цвет.

При съёмке пейзажей с вод­ной поверхностью все эти факторы должны быть учтены. Только при этом можно воспроизвести на снимке воду в тональности, отвечающей замыслу фото­графа. Светофильтр выби­рают с учётом правильного воспроизведения тонально­сти неба, отражение к-рого  в воде заметно темнее истинного за счёт частич. поглощения света водой. Большие водные поверхно­сти лучше снимать с вы­сокой точки. В этом случае изображение воды зани­мает большую часть пло- щади кадра, при низкои же точке съёмки осн. часть кадра займёт небо. Для под­чёркивания огромности водного пространства мож­но включить в кадр изобра­жение лодки или корабля, к-рые помогут выявить масштабные соотношения. Иногда их отражения в во­де способствуют более точ­ной передаче состояния её поверхности и погоды.

Большое значение для естеств. воспроизведения на снимке воды имеет ве­личина выдержки. При слишком коротких вы­держках вода получается в виде застывшей стеклян­ной массы, а при слишком длинных происходит смаз­ка, вызывающая впечатле­ние потери резкости. Мед­ленно текущие ручьи и ре­ки, непроточные водоёмы при слабом ветре снимают с выдержками от 1/30 до 1/125 с, бобее быстрые или покрытые волнами с белы­ми «барашками» — от 1/125 до 1/250 с. Горные реки и морской прибой в момент удара волн о скалы тре­буют более коротких вы­держек— до 1/1000 с, т. к. только в этом случае воз­можна проработка мелких брызг, к-рые при удачно выбранном направлении съёмки эффектно сверкают на солнце.

Съёмка при дымке и в ту­мане. При съёмке летних пейзажей часто приходится встречаться с туманом и дымками, к-рые делают плохо различимыми отда­лённые предметы. Мельчайшие частицы, образую­щие дымку, мешают рас­пространению света в воз­духе. Лучи, сталкиваясь с этими частицами, много­кратно меняют своё направ­ление, рассеиваются в воз­духе. В большей степени подвергаются рассеянию коротковолновые синие и фиолетовые лучи (на длин­новолновую часть спектра дымка оказывает значи­тельно меньшее влияние). Туманы, состоящие из бо­лее крупных водяных ка­пель, ещё больше препят­ствуют распространению света. Человек привык к явлению потери чёткости очертаний отдалённых предметов, связывая обычно это явление с большими пространствами, с т. наз. воздушной перспективой. Поэтому и в фотографии такого рода дымки, если они не чрезмерно плотны, также способствуют пере­даче пространственности объекта съёмки, дают опре­делённый художеств, эф­фект. При дымке съёмку можно вести на обычных панхроматич. или изопан- хроматич. материалах с применением светофильт­ров. Следует учесть, что плотные жёлтые и тем бо­лее оранжевые или красные фильтры в той или иной степени уменьшают дымку на изображении, поэтому они должны использовать­ся в соответствии с изо­бразит. замыслами фото­графа. Чем меньшей будет оптич. плотность такого светофильтра, тем замет­нее будет дымка на фото­снимке. Для целого ряда спец. целей бывает необходимо получить на снимке воз­можно более чёткую пере­дачу дали. Впечатление глубины пространства на плоском изображении соз­даёт передача «видимости» самого воздуха, наполнен­ности им окружающей сре­ды. На таких снимках все предметы в кадре посте­пенно, по мере их удале­ния, утрачивают чёткость контуров, становятся свет­лее и как бы растворяются в толще атмосферы, что со­ответствует нашему вос­приятию пространства в жизни. Воздушную среду на снимках можно создать и чисто фотогр. путём с помощью различ. технич. приёмов. Нерезкие даль­ние планы даёт изменение глубины резкости объекти­ва, однако, если задний план окажется при этом темнее переднего, нужный эффект получить трудно. Поэтому, оценивая тональ­ное соотношение планов при съёмке того или иного сюжета, нужно стремиться к тому, чтобы на переднем плане всегда размещались довольно тёмные или сла­бо освещённые элементы. Для нек-рого смягчения и размыва изображения при­меняют различ. оптич. на­садки на объектив: спец. эффектные фильтры- «ту- манники» или диффузоры в виде сетки. В тех случаях, когда линейная перспекти­ва выражена слабо (напр., при съёмке сюжетов, име­ющих малую глубину про­тяжённости или при съёмке телеобъектива ми), этот приём оказывается основ­ным, позволяющим передать пространство на сним­ке, избавиться от обилия мелких второстепенных де­талей, повысить вырази­тельность снимка и его пластичность. Для создания максим, эффекта атмосфер­ной дымки используют спец.    мягкорисующие

объективы, к-рые дают мяг­кий, размытый рисунок с нежными тональными пе­реходами в тенях и вы­свеченными участками, словно окружёнными сия­нием. Эти снимки вызы­вают ощущение, что сам воздух начинает светиться, а предметы, окутанные этим свечением, как бы тонут и растворяются в нём. Характер оптич. ри­сунка, даваемый такими объективами, объясняется довольно большой хрома­тич. аберрацией, тогда как геометрич.аберрации в нём более или менее исправ­лены. Съёмка в тумане доволь­но сложна и требует от фо­тографа определённого на­выка, т. к. в таких усло­виях часто получаются се­рые, невыразит, изображе­ния с пониженным конт­растом и недостаточ. рез­костью. Чтобы передать туман на фотоснимке, сле­дует включить в кадр либо резкие и тёмные предметы на переднем плане, либо яркие, бликующие поверх­ности: лужи, мокрые листья кустарников и т. д. При съёмке в тумане свето­фильтрами обычно не пользуются. Очень эффектно выглядят снимки, сделан­ные рано утром при слабом тумане против солнца: воз­дух не просто видим, он словно осязаем, настолько велика иллюзия наполнен­ности им пейзажа. При съёмке тумана, стелющего­ся по низинам или над по­верхностью воды, может оказаться полезным голу­бой светофильтр.

Съёмка зимнего пейзажа. Осн. элементом изображе­ния при съёмках зимнего пейзажа является снег, из­морозь, покрывающие зем­лю, деревья, строения. Зим­ние пейзажи — очень жи­вописный и благодарный материал для съёмки, но они требуют от фотографа больших профессион. навы­ков. Тонкая тональная ню­ансировка заснеженного пейзажа может быть вос­произведена на фотосним­ке только при точной экс­позиции, ибо передержка приводит к потере в нём градации светотени на сне­гу, он теряет фактуру и выглядит невыразительным и однообразным, как сплошное белое пятно. При съёмке пейзажа, включа­ющего в себя какие-либо тёмные предметы (напр., деревья, строения и т. п.), недодержка вследствие зна­чит. интервала яркостей объекта приводит к тому, что тёмные детали пейза­жа получаются на сним­ке в виде силуэтов, а всё изображение становится жёстким, контрастным. Правильной при съёмке зимних пейзажей будет некая ср. экспозиция, при к-рой снег получает не значит, передержку, а тени и тёмные предметы — не­додержку.

Для передачи рельефов заснеженных пространств, фактуры снега, его мягкого блеска, полутонов в пере­ходах от света к тени ог­ромную роль играет осве­щение. Мягкое рассеянное или плоское переднее осве­щение мало способствует решению этих задач, поэто­му зимние пейзажи обычно фотографируют в утренние или вечерние часы, когда низкостоящее солнце от­брасывает от предметов длинные косые тени и свои­ми скользящими лучами подчёркивает фактуру сне­га и рельефы местности. Съёмка зимнего пейзажа в пасмурную погоду редко бывает удачной, т. к. мяг­кий характер объекта съём­ки в сочетании с мягким освещением даёт вялый и  серый снимок. В случае необходимости провести съёмку в пасмурную погоду (напр., при событийной ре­портажной съёмке) следует применять контрастные не­гативные материалы, сни­мать с нек-рой незначит, недодержкой, повышаю­щей контраст изображения, и обрабатывать негатив контрастным и быстро ра­ботающим проявителем. Зимние пейзажи следует снимать на обычных пан- хроматич. или изопанхро- матич. негативных матери­алах с применением свето­фильтров. Чистый снег или блестящий лёд в ясную по­году имеют голубоватый оттенок, а тени на них си­невато-серого цвета. Жёл­тый светофильтр будет спо­собствовать передаче тон­кой градации светотени объекта съёмки. Исполь­зование плотных жёлтых и тем более оранжевых све­тофильтров при съёмке на снегу не рекомендуется, ибо они делают изображе­ние резко контрастным за счёт притемнения теневых участков кадра. Это ли­шает изображение мягко­сти и пластичности, свойст­венных зимнему пейзажу, и, следовательно, искажает объект съёмки. Снег явля­ется мощным отражателем, создающим большое кол-во рассеянного света, к-рый образует на снимке различ. рода блики и рефлексы. В связи с этим съёмка зим­них пейзажей должна вес­тись с применением проти- восолнечной бленды. Хоро­ший результат даёт исполь­зование оптики с много­слойным просветлением. Если кроме снега в кадре находятся тёмные предме­ты, интервал яркостей объ­екта съёмки будет очень высоким. Поэтому качество такого изображения будет тем лучше, чем больше фо­тогр. широта светочувст­вит. материала. Обработка негатива в этих случаях обычно ведётся мягкими, выравнивающими прояви­телями, увеличивающими фотогр. широту материала и снижающими контраст изображения. При съёмке автоматич. фотоаппарату­рой зимних, морских, вы­сокогорных пейзажей с преобладанием светлых де­талей изображение на плёнке часто бывает недо­держанным более чем на 3 ступени, что необходимо учитывать и компенсиро­вать с помощью коррек­тора экспозиции.

СЪЕМКА АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ И ИНТЕРЬЕРОВ

Съёмка архитек­турных объектов на натуре и интерьеров тре­бует от фотографа целого ряда специфич. навыков, а также спец. аппаратуры. Сложность её объясняется тем, что один и тот же архитектурный объект, снятый с различ. точек или при различ. освещении, будет воспроизведён на снимке по-разному. Сни­мок может правильно пере­дать замысел архитектора, может обеднить его и даже исказить. Поэтому, прежде чем снимать ка­кое-либо здание или ряд зданий, следует предвари­тельно изучить объект съёмки с различ. точек и при различ. освещении.

Немаловажное значение для такой съёмки имеет фотоаппаратура и оптика. Целесообразно пользовать­ся зеркальными фотокаме­рами, к-рые позволяют хо­рошо видеть изображение объекта в окне видоискате­ля и имеют сменную опти­ку с различ. фокусными расстояниями и углами зре­ния. Нормальными объек­тивами с фокусным рас­стоянием 80—90 мм и углом поля зрения 30—50°, к-рые установлены в среднефор- матных камерах, а также объективами с f = 50— 65 мм и углом поля зрения 45—55°, к-рые установлены в малоформатных камерах, можно снимать большин­ство архитектурных соору­жений на натуре. При пра­вильно выбранной точке съёмки они могут дать при­вычное для глаза фото­изображение без каких- либо искажений. Съёмка интерьеров этими объекти­вами ограничена. Длинно­фокусные объективы при­меняют в том случае, если объект съёмки удалён от съёмочной камеры. Архи­тектурные сооружения при съёмке длиннофокусными объективами неск. теряют

М. Гарус. Восточный мотив свою перспективу. Проис­ходит как бы сближение отд. элементов изображе­ния между собой. Коротко­фокусные широкоугольные объективы, напротив, как бы растягивают перспек­тиву, акцентируют её. Сни­мая этими объективами, следует учитывать подчёр­кивание ими перспективы: сильное уменьшение объ­ектов дальних планов и де­формацию деталей на краю

кадра. Пользуясь объекти­вами с различ. фокусными расстояниями, фотограф получает возможность сни­мать архитектурные соору­жения с самых различ.

точек и расстояний. Одно­временно сменные объек­тивы позволяют в одних случаях передать на фото­изображении привычную для глаза перспективу

(нормальные по фокусному расстоянию объективы), а в других — неск. изменён­ную, но целесообразную с

точки зрения композиц. по­строения кадра. Применяя объективы с различ. фокус­ными расстояниями, фото­граф должен всегда руководствоваться смысловой задачей, стоящей перед ним, и композиц. решением кадра. При этом особое зна­чение имеет выбор точки съёмки. Одно и то же зда­ние или помещение, снятое одним и тем же объек­тивом, но с разных точек, будет по-разному переда­ваться на фотоизображе­нии. Выбор съёмочной по­зиции зависит от замысла фотографа, размеров со­оружения и применяемого объектива. Рекомендовать какие-либо постоянные по­зиции съёмки, естественно, нельзя, т. к. каждая точка съёмки зависит от характе­ра и местоположения ар­хитектурного объекта. Вы­бирая точку съёмки, необ­ходимо стремиться к пе­редаче объёмов и пластики снимаемого объекта. В од­них случаях целесообразно снимать с нек-рого возвы­шения, а в других — анало- гич. ракурс как бы прижи­мает сооружение к земле. Часто архитектуру снима­ют так, чтобы на фотогра­фии получился фасад и часть боковой стены. При выборе оптим. направления фотосъёмки ориентируют­ся по наиболее важ­ной, характерной части здания (обычно это бы­вает фасад) и захваты­вают в кадр дополнительно часть стены, создающую наиболее выраженную перспективу на фотоизо­бражении. Но в целом ряде прикладных случаев при­меняется и т. наз. фрон­тальная точка съёмки, ко­гда на фотографии видна лишь одна сторона здания; такая съёмка целесообраз­на для симметрич. архитек­турных ансамблей.

Качество изображения зависит также и от осве­щения. Объёмность архи­тектурного объекта нахо­дится в прямой зависимости от направления падающего на него света и его интен­сивности. Выбирая тот или иной характер освещения, можно добиться совершен­но различ. результатов при фотографировании одного и того же здания. Чаще всего архитектурные со­оружения снимают при бо­ковом солнце, т. к. при та­ком освещении подчёрки­ваются формы здания и уве­личивается рельефность. Чем контрастнее будет освещение объекта, тем меньше проработается мел­ких деталей и тем больше усилятся тени на фото­изображении. Съёмка в пас­мурную погоду снижает проработку архитектурных форм сооружения и обыч­но даёт плоское и мало­выразит. изображение. Ре­же всего применяется съём­ка архитектурных объектов         против света, т. к. в этом случае здания на изобра­жении получаются в виде тёмных полусилуэтов, на к-рых плохо различимы отд. детали.

Большого навыка требует съёмка интерьеров. Здесь часто возникают до­полнит. трудности из-за тесноты помещения, харак­тера освещения, фактуры отделки, меблировки и т. д. Съёмка в помещении обыч­но производится коротко­фокусным объективом, обеспечивающим наиболь­ший угол охвата фотогра­фируемой площади. Для того, чтобы всё фотографи­руемое помещение и детали в нём получались резкими и чёткими, объектив нужно диафрагмировать. Однако чрезмерно уменьшать диа­фрагму не следует, т. к. это увеличивает и без того длительную выдержку, из-за к-рой съёмка обычно производится со штатива. Выбирая точку съёмки, не­обходимо учитывать также и предметы, расположенные в помещении. Нагро- мождённость каких-либо крупных деталей, ярких предметов и т. д., мешает зрительному восприятию изображения. Точка съём­ки чаще всего должна на­ходиться на уровне глаз стоящего человека, т. к. при таком положении съё­мочной камеры создаётся наиболее привычная перс­пектива изображения. В нек-рых случаях более вы­годной оказывается съёмка с высоты, превышающей рост человека, напр., при съёмке цехов, больших за­лов и т. д., где нужно по­казать размеры помещения и размещение в нём различ. предметов. Реже применя­ется съёмка в помещении с низкой точки, напр., с ко­лена. Освещение внутри поме­щения создаёт определён­ный характер фотографии, акцентирует внимание зри­теля насюжетно важной части изображения, уравно­вешивает светлые и тёмные участки в кадре и т. п. Освещение может осущест­вляться дневным светом, проникающим в окна или двери; искусств, источни­ками — отд. лампами и люстрами; смешанным све­том — дневным светом и лампами накаливания; спец. источниками света — импульсными фотоосвети­телями и др. Характер осве­щения выбирается в зави­симости от сюжета съёмки и технич. возможностей. В одних случаях дневной свет, особенно рассеянный, может обеспечить необхо­димую проработку всех де­талей в кадре, в других — требуется к дневному свету добавить искусственный, подсвечивающий отд. дета­ли. Нек-рые объекты съём­ки выигрывают, если в кад­ре присутствуют солнечные лучи, падающие на пол или на какие-либо детали. Осо­бенно рельефно эти лучи выходят на фотографии в том случае, если перед съёмкой помещение неск. задымить. Очень хорошо, с проработанными деталями в тенях получаются снимки при применении перекаль­ных ламп, к-рые можно расположить по определён­ной, наиболее выгодной для данной съёмки схеме. Выдержка при съёмке в помещении колеблется в очень больших пределах, от секунды до неск. минут; Определяя выдержку, сле­дует ориентироваться на теневые части фотогра­фируемого помещения. Ре­комендуется снимать один и тот же объект с двумя или тремя различ. вы­держками. Определение выдержки при искусств, источниках света облег­чается тем, что в этом слу­чае есть возможность ре­гулировать освещённость всех участков объекта. При фотографировании интерь­еров можно пользоваться высокочувствит. плёнкой и проявлять в выравниваю­щих проявителях, к-рые позволяют получать хоро­шую проработку деталей как в тенях, так и светах.

СЪЕМКА НАТЮРМОРТА

Натюрморт как изобра­жение предметов, вещей или элементов «мёртвой природы» в образной, ху­дожеств. форме является самостоят, жанром фото­искусства. Работа над ним в фотографии даёт воз­можность использовать лю­бые композиц. решения, различ. схемы освещения, ‘не ограничивает времени съёмки, а накопленные при этом навыки полезны при съёмке в др. жанрах. Центр, место в фотонатюрморте занимает умение фотогра­фа передавать на снимке форму предметов и их фак­туру — только в этом слу­чае в безжизненной вещи открывается незаметная обычно пластика и красота. Само собой разумеется, чтобы создать в жанре натюрморта законченное художеств, произведение, необходимо в совершенстве овладеть фотогр. техникой. Принцип подбора пред­метов. В одном случае фотографа поражает внеш. сходство разнородных предметов, в другом — кон­траст фактур. Натюрморт может состоять из предме­тов, объединённых их по­лезной функцией (напр., посуда). Может он состоять и из предметов, казалось бы, далёких друг от друга, но и в этом случае их долж­на связывать определённо и ясно выраженная мысль. Часто он является неотъем­лемым элементом портрета или жанрового снимка. Вещевое окружение чело­века на фотографии иг­рает большую роль, уси­ливая правдивость изобра­жения события, сообщая ему психологич. глубину и точность. Натюрморт и сам по себе может стать лаконич. рассказом о чело­веке: напр., брошенные на дно лодки сеть, сапоги и штормовка могут поведать о рыбаке не меньше, чем его портрет. В фотографии особенно интересен репортажный натюрморт, своеобразно раскрываю­щий млр соврем, чело­века. В нём наиболее ярко проявляются приметы вре­мени. Подобные снимки бывают результатом остро­го и необычного видения самых обычных вещей — топора и пилы, оставлен­ных на строит, площадке в ожидании плотников, ковша экскаватора, лежа­щего на земле… Метко подсмотренное фотогра­фом расположение инстру­ментов на рабочем месте слесаря — инструменталь­щика рождает порой но­вые идеи в технич. эсте­тике.

Постановочный натюр­морт широко используется в фотоплакате. Роль его в рекламе также значитель­на. Рекламный натюрморт раскрывает не только кра­соту, но и функцион. свой­ства вещей и предметов. Для этого очень важно по­казать их форму и фактуру. Однако стремление к тон­чайшей проработке дет лей, нюансов не должно приводить к натурализму. С помощью освещения ре­шаются в натюрморте ху­дожеств. задачи: тональ­ность, светотеневой рису­нок изображения и его композиц. равновесие. Вы­бирая характер освещения, обращают внимание на важное обстоятельство: не­смотря на большое кол-во источников света, приме­няющихся при съёмке, на снимке должно быть пере­дано освещение как бы от одного главного, чаще все­го от источника рисующе­го света. В противном слу­чае на снимке возникает хаотичное нагромождение теней, он утрачивает лако­ничность и естественность.

При искусств, освещении используется заполняю­щий, рисующий, модели­рующий, контровой и фо­новый свет. Рассеянный свет определяет общую освещённость объекта съёмки и величину экспо­зиции. Его источником мо­жет стать, напр., фотолам­па в рефлекторе, перед к-рой устанавливается эк­ран из марли или чертёж­ной кальки. С помощью рисующего света выявляют формы и объём предме­тов, фактуру материала. Это • узконаправленный, верхнебоковой свет, источ­ник к-рого располагается в непосредств. близости от объекта съёмки. Для смягчения резких, густых теней используют модели­рующий свет от одного или неск. источников в осветителях с рассеиваю­щими экранами, к-рые раз­мещают сбоку и сверху объекта съёмки, со сторо­ны, противоположной ис­точнику рисующего света. Контровой свет, источник к-рого помещается сзади объекта съёмки, создаёт световой контур вокруг очертания предметов, да­вая возможность хорошо выделить предметы на фо­не, если их тональность близка, обогатить свето­вую палитру снимка. С по­мощью источников фоно­вого света добиваются не­обходимой тональности фона, к-рая наилучшим образом соответствует ав­торскому решению темы. При естеств. освещении необходимая тональность, подсветка теней и расста­новка световых акцентов достигается применением отражателей из белой бу­маги, ткани, алюминиевой фольги или зеркал. При съёмке на чёрно-белую плёнку допускается ис­пользование смешанных источников света — естест­венного и искусственного.

В зависимости от содер­жания снимка выбирается фон. Он должен быть ров­ным, спокойным, редко с оттенением от светлого к тёмному. Светлые предме­ты лучше выглядят на тём­ном фоне и наоборот. Фон передают на снимке обычно слегка нерезким. В качестве фона использу­ют гладкую стену, лист картона или спец. задник в виде изогнутого листа плотной чертёжной бумаги. В нек-рых случаях такой задник можно задрапиро­вать подходящей тканью. Тональностью фона управ­ляют, меняя его освещён­ность. Особое значение придаётся передаче факту­ры поверхности фотогра­фируемых предметов, к-рая зависит от направления све­тового потока и его интен­сивности. При сильном контрасте освещённости свет «забивает» нек-рые де­тали, негатив в этих местах получается излишне плот­ным, а в тенях утрачива­ются детали изображения и фактура материала вслед-

ствие этого прорабатыва­ется плохо. Наиболее труд­ными для воспроизведения являются изделия из стек­ла, полированного дерева, металла и др. материалов, имеющих глянцевую по­верхность. Для предотвра­щения возникновения на них бликов и отражения окружающей обстановки применяют мягкий и рассе­янный свет или производят съёмку через тёмный экран, имеющий отверстие для объектива фотоаппарата. Для смягчения бликов ис­пользуют поляризацион­ный светофильтр. Однако на полированных металлич.

РЕПОРТАЖНАЯ СЪЕМКА

Фоторепортаж как один из информац. жанров фото­искусства оперативно, с не­поверхностях и стекле он их полностью не устраняет. Предварит, охлаждение ме­таллич. и стеклянных пред­метов, в результате чего по­верхность отпотевает и становится слегка матовой, также позволяет устранить блики. Монеты, медали и др. плоские предметы сни­мают для выявления рель­ефа при боковом, резко направленном, «скользя­щем» свете.

ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СЪЕМКИ

Для съёмки натюрморта наиболее пригодны зер­кальные фотокамеры. Они позволяют снимать в круп­ном масштабе с близкого расстояния, наблюдать изо­бражение на матовом стек­ле видоискателя и надёжно контролировать глубину резко изображаемого про­странства, характер рас-

пределения теней и ре­зультат действия различ. оптич. насадок. К мало­форматным камерам мож­но рекомендовать макро­объективы «Индустар- 61ЛЗ» и МС «Волна-9», удлинит, кольца и насадоч- ные положит, линзы. Обыч­но для этого вида съёмки применяют панхроматич. и изопанхроматич. негатив­ные материалы, т. к. они с применением соотв. све­тофильтра обеспечивают лучшую цветопередачу. При обработке негативов используют мягкоработаю- щие мелкозернистые про­явители.

Последние события

3D tour included 24 panorams, made for Viharnra Sien Chinese temple and  museum.

3D tour included 24 panorams, made for Viharnra Sien Chinese temple and museum.

Декабрь 13th, 2014

Viharnra Sien The Viharnra Sien or Anek Kusol Sala in Thai is located in the large compound of Wat  Читать полностью >>

3D тур. Презентация чешского крафтового пива в The Cove Pub.

3D тур. Презентация чешского крафтового пива в The Cove Pub.

Декабрь 7th, 2014

embedpano({swf:"http://photoocean.ru/wp-content/uploads/vtour_pub/tour.swf", xml:"htt Читать полностью >>

3D Tour restorant Moscow in Pattaya Thailand

3D Tour restorant Moscow in Pattaya Thailand

Декабрь 4th, 2014

embedpano({swf:"http://photoocean.ru/wp-content/uploads/vtour/tour.swf", xml:"http:// Читать полностью >>

Дайвинг в Бокситогорске с поклоном Тихвинской иконе Богоматери
Мир подводных приключений с Сергеем Кравчуком №3  «Мраморный карьер»

Мир подводных приключений с Сергеем Кравчуком №3 "Мраморный карьер"

Октябрь 18th, 2013

Предлагаем вашему вниманию третий ролик нашей программы   Это небольшой фильм о пещерном дайвинг Читать полностью >>

План и стоимость поездки Таллин -Румму 27-29 сентября

План и стоимость поездки Таллин -Румму 27-29 сентября

Август 30th, 2013

План поездки: 27.09 в 20.00 отъезд от М. Пр. Просвещения Прибываем в Таллинн в 2.00 - заселяемся.  Читать полностью >>

МИР ПОДВОДНЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ с Сергеем Кравчуком №2

МИР ПОДВОДНЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ с Сергеем Кравчуком №2

Август 30th, 2013

Этот сюжет посвящен прогулке по старому Таллину и погружению в карьер с удивительно голубой водо Читать полностью >>

Наш новый проект — МИР ПОДВОДНЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ с Сергеем Кравчуком №1

Наш новый проект - МИР ПОДВОДНЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ с Сергеем Кравчуком №1

Август 30th, 2013

Мы живем на берегу Балтийского моря. Моря, по которому проходили крупнейшие торговые пути, где п Читать полностью >>

Фоторепортаж о погружении в карьер Rummu в 30 км от Таллина.

Фоторепортаж о погружении в карьер Rummu в 30 км от Таллина.

Август 30th, 2013

Этот город не спутаешь ни с одним другим городом. Его завоевывали в разные времена русские, шведы, п Читать полностью >>

Фотоотчет о курсе обучения подводному плаванию в сухом гидрокостюме  на озере Саперном, Ленинградская обл.

Фотоотчет о курсе обучения подводному плаванию в сухом гидрокостюме на озере Саперном, Ленинградская обл.

Июнь 3rd, 2013

В этой статье я не буду рассказывать, зачем и кому нужен сухой костюм. Здесь я расскажу, о том, поче Читать полностью >>