Большая Советская история маленького Эстонского флота

Текст и фото Ирина Якобсон и Сергей Кравчук

    Наш путь в Эстонию начался как ни странно недалеко от Печенги, на Кольском полуострове. Гостиницу в Таллинне и билеты на поезд мы забронировали, не выходя из машины. Осталось только проехать полторы тысячи километров, отдохнуть пару часов и сесть на поезд Санкт-Петербург-Таллинн компании GoRail. Билет на поезд стоит около 30 € в одну сторону. В поездке на поезде есть ряд очевидных преимуществ перед автобусом .Всю дорогу работает кафе, если учесть что время в пути чуть больше 6 часов, то это лучше чем бутерброды. Сиденья очень удобные, можно откинуться и подремать, на протяжении всего пути работает WI-FI и под каждым сиденьем есть розетка для зарядки ваших мобильных устройств. Если Вы едите на автобусе, не известно, сколько времени Вы потратите на таможне, здесь же все просто: час стоим в Ивангороде, менее часа в Нарве.  По приезду в Таллинн Вас встретят «радушные» таксисты, готовые вытянуть из Вас как можно больше денег за проезд на другой конец города в гостиницу, только не стоит забывать, что Таллинн это не Питер, и расстояния здесь совсем другие. Так отказавшись от услуг такси, мы пошли через Старый город. После неспешной двадцати пяти минутной прогулки по красивейшему ночному городу мы были уже на месте, в гостинице Tallink City. Обычный двухместный номер стоит 3500 рублей за сутки, включая завтрак.

    На этот раз цель нашей поездки была не под водой, хотя в годы Великой Отечественной Войны объект нашего интереса бороздил просторы Балтики. Мы хотели посетить недавно открывшийся Морской музей, в котором находится подводная лодка «Лембит».

    В музей мы позвонили тогда же в машине, когда возвращались из Лиинахамари. Мы хотели услышать экскурсию на Русском языке и нам сказали, что это возможно для групп. Наша группа была весьма немногочисленна, всего двое, но оплатив полную стоимость за всю группу, нам конечно рады были помочь.

    Проснувшись утром и узнав дорогу в музей, мы двинусь через город в сторону Морского порта. По дороге мы не могли удержаться и фотографировали старый город и его жителей. Пройдя насквозь весь город, мы почти уже было двинулись в сторону музея и остановились около большой круглой башни, оказалось, что это «Толстая Маргарита».

    Толстая Маргарита это башня Таллиннской городской стены, находящаяся в конце улицы Пикк. Ее построили в начале XVI столетия перед Большими морскими воротами. Своё название она получила за внушительные размеры — 25 метров в диаметре и 20 метров в высоту. Сегодняшнее название башня получила в 1842 году, а до этого её называли просто Новой башней. Сейчас в ней находится одна из экспозиций Морского музея Эстонии. Оказалось, что музей находится в двух местах. Мы решили осмотреть сначала эту площадку.

    В музее находится большое количество моделей парусников, рыболовных сетей, средств спасения на воде, глубоководный скафандр водолаза, различные части оснастки кораблей. На одной из стен музея вист двуглавый орел, это носовое украшение с броненосца «Слава» затопленного 17 октября 1917 года в проливе Муху Вяйн, большое количество керосиновых ламп, которые провидимому использовались на кораблях как навигационные огни.

    С крыши башни виден морской порт, в котором стоят огромные пароходы. Не знаю почему, но когда я оказываюсь в морских портах, где снуют люди, кто-то садится на корабль, кто- то занимается погрузкой, я начинаю вспоминать кадры «Титаника» Джеймса Кэмерона, ту портовую суету и людей, которые еще не знали о своей близкой гибели.

    Сделаю небольшое отступление и скажу, что по дороге в музей мы посетили несколько кафе, в которых пили изумительное местное темное пиво Saku , отведали местные закуски.  Цены в кафе в Принципе  сравнимы  с нашими, но качество пива гораздо лучше чем то, что продают в России, выдавая за чешское, немецкое и т.д. Практически во всех барах есть меню на русском языке, и персонал старается говорить с нами по-русски. Правда, было одно исключение, но оно было ожидаемое.

    Несколько лет назад мы были в Таллинне в компании сослуживцев и посетили один ресторан, не буду говорить его название. Меню в ресторане было только на эстонском и английском языках и наши познания в английском были недостаточны, чтобы понять суть блюд, предлагаемых в кафе. Мы сидели и обсуждали блюда на русском языке, подошла официантка, чтобы принять заказ. Мы спросили, не говорит ли она по-русски и она отрицательно покачала головой. Пока мы пытались выбрать блюда, она очень внимательно нас слушала, и мы задали вопрос.

    — Неужели Вы совсем не знаете русского?

    Она на английском нам ответила, что она знает русский, но хозяин запрещает говорить на русском в ресторане. Мы в тот раз кое-как заказали блюда, кухня оказалась очень неплохая.

    И вот приходя по улице вечером часов в десять, мы наткнулись на этот ресторанчик и решили посмотреть изменилось ли что-нибудь. На вывеске было написано, что они работают до 24 и при входе в ресторан на русском языке спросили, работают ли они и можем ли мы поесть, на что нам было отвечено, что ресторан уже закрыт. В ресторане находились люди, которые явно никуда не собирались уходить.  Мои познания в английском изменились к лучшему, но не настолько, чтобы скандалить на нем, и мы ушли. К счастью это было единственное место во всем Таллинне, где нам были не рады.

    Итак, мы продолжили путь к «Лембиту». Дорога от Старого города до музея заняла чуть более 20 минут по пешеходной дорожке, идущей вдоль моря.

    Зайдя в музей, мы попросили русскоязычного гида, и к нам пришла Юлия, приятная русская девушка, которая рассказывала нам о музее, о его экспонатах. Сам музей произвел приятное впечатление неординарностью подачи экспонатов, он разделен на воздушную среду,  водную поверхность и подводную часть. Все экспонаты в музее можно трогать руками, стрелять из пулемета, летать на самолетах, плавать на желтой подводной лодке. В общем если Вы приехали с детьми, можно смело оставлять их и уходить в кафе, которое находится на втором этаже и из него виден весь зал. Скудность экспонатов музея компенсируется различными интерактивными мероприятиями, каждые 15 минут по сводам музея запускают тени самолетов, пролет самолетов сопровождается звуками двигателей.  На нижнем уровне на вешалках висят различные виды военных кителей и фуражек разных времен и родов войск, которые можно одеть и сфотографироваться на понравившемся фоне.

    Отдельно надо отметить кафе в музее, в нем подают очень вкусные, но в то же время очень простые блюда из местной рыбы: мойвы, салаки, скумбрии. Все блюда оформлены очень аппетитно, ну и конечно темное Saku.

    Экскурсию по подводной лодке нам провести не смогли из-за большой очереди, поэтому мы пошли смотреть все сами.

    Мы провели в музее почти целый день, все время на лодку было не пробиться, огромная толпа народу создавала длинную очередь, которая казалось, никогда не кончится. Внутренние помещения «Лембита» не могут вместить большое количество народа, поэтому вовнутрь пускают группами не более 10 человек. Конечно подводная лодка «Лембит» это главный экспонат Таллиннского морского музея, вокруг которого развернута вся экспозиция.  История лодки достойна восхищения. Построенная в 1936 году на английской судоверфи по заказу эстонского правительства, «Лембит» недолго служила под Эстонским военно-морским  флагом.  В 1940 году, с присоединением Эстонии  к СССР, «Лембит» включили в состав краснознаменного Балтийского флота. Все свои подвиги лодка совершила под командованием  Алексея Михайловича Матиясевича. За годы войны лодка выполнила:

7 боевых походов

10.08.1941 21.08.1941

19.10.1941 26.10.1941

04.11.1941 05.11.1941

18.08.1942 19.09.1942

02.10.1944 18.10.1944

24.11.1944 15.12.1944

23.03.1945 14.04.1945

8 торпедных атак (выпущено 14 торпед).

Потоплен торпедами 1 транспорт (2.414 брт), 1 поврежден (5.281 брт) и спустя непродолжительное время после атаки затонул.

14.09.1942 ТР «Финланд» (5.281 брт) – поврежден, затонул 15.09.1942.

13.10.1944 ТР «Хильма Лоу» (2.414 брт)

5 минных постановок (установлено 100 мин).

На минах предположительно погибли 2 судна (ок. 300 брт) и 1 корабль.

23.10.1944 Буксир «Пионер 5» (ок. 100 брт) мины, предположительно.

24.10.1944 РТ «Шпрееуфер» (216 брт) мины, предположительно.

25.04.1945 СКР «Vs-343» мина, предположительно.

Подробную историю боевых подвигов подводной лодки «Лембит» можно прочитать

 здесь >>>>

    Нам повезло, что примерно за час до закрытия музея, весь народ желающий посмотреть лодку закончился, и мы были внутри легендарного корабля одни. Нам никто не мешал, что  позволило сделать хорошие фотографии.  Больше всего меня удивили внутренние размеры лодки, а именно, то, как много места внутри. Несмотря на, то, что корабль был построен в начале 20 века, выглядит он очень просторно. Возможно, что это из-за того, что много оборудования на нем демонтировано. Хотя по старым фотографиям  видно, что практически все внутренне оборудование на месте. Заисключением одного двигателя, который, по словам экскурсовода, утопили при попытке снять на ремонтном заводе в Нижнем Новгороде и одного генератора, который не смогли собрать после разборки.

Лодка устроена таким образом, что все вооружение хранилось под палубой, поэтому отсутствие мин и торпед создает видимость пространства.

Сегодня лодка обрела свое законное место в Таллиннском морском музее. Внешне она выглядит впечатляюще. Вокруг нее пол выполнен в виде морской карты с указанием  линий равных глубин. Корпус лодки освещают скользящим светом синие прожекторы, звуковые эффекты создают атмосферу сурового ночного похода.  Рядом с лодкой рассыпаны донные и плавающие мины. Некоторые из них вскрыты и в разрезе показано их внутреннее устройство. Очень интересно сделано информационное обеспечение музея. У каждой группы экспонатов, а они здесь расположены по временной шкале, находится компьютер, зарегистрировавшись на, котором, можно указать свой E-mail и отправить на него понравившиеся статьи или фотографии. Мы отправили около десяти различных статей, однако получили  всего две. Все равно приятное новшество.

Морской музей не заканчивается одним павильоном, он продолжается дальше.  На пристани перед музеем стоят на постаментах три патрульных катера Советских времен. На воде у пирса стоит парусное судно 18 века и единственный сохранившийся до наших дней паровой ледокол SuurToll.  Вход вовнутрь ледокола свободный.  Выглядит SuurToll начищенным и готовым к выходу в море, как и подобает кораблю.  Очень любопытно выглядят машинные отделения с паровыми машинами. Они производят впечатление совершенно непонятных реликтовых монстров.  Светлая и просторная кают-компания, зеленым сукном устланные столы, старинное светло коричневое пианино, стоящее у противоположной стены, аккуратно убранные маленькие кубрики, запах,  все это пропитано давно ушедшей эпохой, которая бесследно растворилась в океане минувших лет.

    Возвращаясь из музея, мы сели в небольшом уютном кафе. Время было позднее, и через несколько стаканов пива наступила ночь, старый Таллинн превратился в прекрасный ночной город.  Чистое небо, теплая погода и  абсолютный штиль подвигли нас прогуляться по ночному Таллинну. Мы потихоньку шли по узким тихим улочкам, мимо летних ресторанчиков, где мирно беседуя народ, медленно потягивал пиво. Мне удалось сделать несколько хороших снимков ночного Таллинна. В которых я постарался передать всю прелесть ночной атмосферы старого города.

    В целом за 5 лет в Таллинне ничего не изменилось, кроме, пожалуй, меньшего количества народу на площадях, улицах, в кафе и ресторанах. Помнится несколько лет назад, мы ходили часа два по всему городу, чтобы найти свободное место в кафе, а в этот раз мы с легкостью смогли поесть даже на Ратушной площади.

    Путь домой был как всегда более быстрым, чем дорога в Таллинн. На границе нас нюхали собачкой, которая искала наркотики, долго мучали  какого-то Голландца,  домой мы вернулись как всегда уставшие и счастливые.  Путешествие оставило массу приятных впечатлений, а самое главное, это приятно осознавать, что такое маленькое государство, так высоко чтит историю своего маленького флота.