Фоторепортаж о поездке группы дайверов в Норвегию, город Рорвик, дайвцентр Ndive.

Автор текста и фото : Ирина Якобсон

Подводное фото: Сергей Кравчук

Наше путешествие в Норвегию, страну викингов и троллей началось как всегда с грандиозных сборов. Собирались по принципу: микроавтобус большой-увезет. Зная, что цены в Норвегии высокие брали с собой как можно больше всего, чтобы быть как можно автономнее. В итоге загружен компрессор, ребризер,  спарки, стейджи с кислородом, бустер, софнолайм, продукты, фото и видео аппаратура и прочая снаряда.

Наученные горьким опытом заполнения таможенной декларации на нашей границе с переписыванием всех серийных номеров со всего снаряжения, декларации были заполнены заранее.

До границы с Финляндией доехали довольно быстро, очереди не было, но как всегда были осмотрены доблестными пограничниками, которые с неподдельным интересом досматривали все содержимое машины, задавая вопросы: «Ой, а что это, а для чего, а как работает?». По-моему им просто скучно от того, что народ возит через границу только Финские шмотки, еду и прочую ерунду, а тут столько всего интересного.

Нам необходимо было добраться до финского городка Vaasa, из которого отходит паром в Швецию в город Umea. По территории Финляндии мы ездим довольно часто, так что, меняясь по дороге, мы без особых приключений доехали до пункта назначения, не забыв заехать на любимый нами ABC, на котором можно не только заправиться, но и поесть обычной домашней пищи. Дизельное топливо, как и бензин в Европе не дешевое, но заправиться все равно пришлось, путь не близкий.
К паромной переправе мы приехали часа в 4 ночи и до 9 утра отсыпались. В 9 началась погрузка на паром, билеты были забронированы и оплачены заранее, поэтому процесс занял около 1 минуты, после чего нам пожелали счастливого пути. Загрузившись на паром, пошли пить кофе и досматривать сны в уютном теплом салоне с большими мягкими креслами. Нам предстояло переплыть Ботнический залив, погода была не очень хорошей и море не совсем спокойное, поэтому пришлось идти на 4 часа, а чуть больше. Немного качало и лучшим временем препровождения был сон.
Тут же на пароме мы встретились с остальными членами нашей маленькой экспедиции. По приходу в  порт и вооружившись  рациями, мы выдвинулись в сторону Норвегии.
Надо сказать, что наши попутчики были на быстрых легковых автомобилях, а мы на груженом автобусе, поэтому мы то и дело отставали в пути. Через некоторое время такой поездки, изрядно измотавшись игрой в догонялки, мы отметили у себя на навигаторе конечную точку нашего путешествия и отпустили всех с миром. Теперь мы ехали сами по себе и любовались видами, открывавшимися из окон автомобиля. Родина моих предков приняла нас не очень радушно, дул сильный ветер, временами шел дождь со снегом, и мы даже засомневались, будет ли погода в Норвегии отличаться от Шведской.

На трассе в Швеции обилие знаков «Осторожно олени» и олени действительно есть, они просто ходят стадами через дорогу, стоят перед машиной, смотрят в окна и спокойно уходят в лес.
Ехать лучше очень аккуратно, так как можно очень просто сбить животное. Жалко животинку, да и штраф за сбитого оленя Вас не порадует.
Шведы вообще очень нордический и спокойный народ. Есть два понятия в жизни, которых шведы придерживаются всегда – это «положено» и «в меру». Если детям положено есть сладости только в субботу, значит, они их будут, есть только в субботу; положено рыбачить только в специально отведенных местах, оставив в деньги за улов в небольшом ящичке в лесу; сортировать мусор по многочисленным контейнерам и бачкам (чайные пакетики здесь рвут пополам, бумажку выбрасывают в одну корзину, а заварку в другую); и т.д. Так, в Стокгольме до сих пор действует закон открытых окон, введенный еще в XVII веке для того, чтобы каждый мог видеть живут ли люди по средствам.
И ведь «закон открытых окон» действует не только в Стокгольме. Жители деревень в Швеции просто по привычке не закрывают окон, им нечего скрывать от своих соседей. Жить богато в Швеции это неприлично, а тем более хвататься богатством.
В комнатах практически нет люстр. Шведы не любят верхнее освещение, а предпочитают настольные лампы, бра. В Швеции зимой световой день буквально 4-5 часов, поэтому здесь все помешаны на светильниках.
В темное время суток по дорогам люди ходят в жилетах со светоотражающими полосами, и никто не пищит, что это немодно, « не фэшн» как говорят наши дети, безопасность важнее.
Стемнело, и мы ехали по горной Шведской местности, дорога тянулась все выше и мы ждали вожделенную границу с Норвегией. Время летело, километры отсчитывались, а границы все не видать.
Когда сменился цвет дорожных знаков, мы поняли, что Норвегия уже состоялась, и никакой границы нет и в помине. Я конечно в курсе, что в Шенгене нет границ, но например, на границе Австрии и Италии есть хотя бы надпись « Welcome to Italy» или что-то вроде того, точно не помню.

Итак, мы неожиданно оказались на территории Норвегии. Навигатор пару раз пытался нас провести кратчайшим расстоянием через паромные переправы, которые были уже закрыты. До места мы добрались ночью, по Московскому времени, а по Норвежскому оказалось, что еще только вечер.
Проснувшись рано утром пейзаж меня не очень порадовал, обычные поля кругом, маленькая деревенька, но когда мы вышли на лодке в море, все преобразилось. Нас окружали каменистые берега, на высоких пиках лежал снег, вокруг нас летали какие-то хищные птицы. Погода была прекрасная, солнышко светило холодно и сдержано.
Ныряли по два дайва в день с перерывом на обед и забивку баллонов. Лично я могу поделиться ощущениями только от одного дайва. По дну ползали крабы, пытающиеся защититься от света фонаря, сновали небольшие рыбки, морские ежики напоминали цветы, высеченные из камня. Листья морских водорослей причудливо качались, зазывая к себе в объятия.
На второй день мы поехали  на другую пристань и вид открывавшийся с дороги, уходящей вниз с горы к подножью был просто великолепен. Маленький одноэтажный поселок  расположенный в бухте, все домики аккуратные, у каждого дома детская песочница в форме лодки и может быть и правда старые лодки песком заполняют. У каждого дома есть своя маленькая пристань, кораблик. На склоне паслись две лошади, они удивительно вписывались в этот умиротворяющий пейзаж. На общей пристани стоял маленький кораблик, не знаю как они называются ( на таком кораблике Шерлок Холмс догонял по Темзе Джонатана Смолла).

Проезжая назад к дайв-центру мы осматривали окрестности, и все вокруг было таким теплым и уютным: домики, сено, коровы, лошади, лодки, удивительное спокойствие, размеренность и неторопливость.
В этот день погружались на корабль Blaafjeld, который лежит на глубине 18-32 метра.
Корабль был построен в Тронхэйме в 1918 году.  Длина корабля около 70 метров. Координаты затонувшего корабля 64’52.015, 011’42.705.
В начале марта 1940 года Blaafield отправился из Новегии в Великобританию в составе конвоя HN 16, месяц спустя возвращался в Норвегию с конвоем ON-21 .  Вместе с кораблями Pan и Sekstant находился под погрузкой  недалеко от  Salsbruket в Rorvik. Загружали целлюлозу для Англии. Pan  был загружен к концу апреля, но дожидался остальных, чтобы присоединиться к конвою. Sekstant и Blaafjeld были загружены к 1 мая. Корабли вышли во фьорды ждать конвой и были замечены немецким самолетами  Henkel 115.  4 мая 1940 Sekstant  Pan и Blaafield были атакованы и получили большие повреждения,Sekstant затонул сразу же из-за повреждения борта,  Blaafield так же был поврежден, но еще сутки экипаж пытался спасти корабль, но через сутки он затонул.
Затонувший Sekstant лежит в 150 метрах от Blaafield на глубине  более 50 метров и доступен для тримиксных погружений.

Сам дайв-центр тоже был очень удобен. Уютные комнаты, кухня, на которой помимо всей бытовой техники была еще и гитара. Очень гостеприимный хозяин Сиверт внимательно выслушивал мой ломаный английский, когда мы ждали возвращение дайверов на лодке или когда требовалось, что-то на берегу.
По пути домой мы заехали в Рорвик, посмотреть сувениры. Очень хотелось привести с собой норвежского тролля, но придя в магазин, поняли, что цены в Норвегии и правда очень негуманные, так маленький троллик стоил почти 800 рублей.
Мы решили долго не задерживаться в столь гостеприимной стране с высокими ценами и отправились в путь.
Обратная дорога показалась очень длинной. На пароме, почему то было очень холодно, зато  была интересная посадка, нас грузили на палубу, а не во внутрь паром. Три машины заезжают на подъемник и их тянут на верхнюю палубу. Ощущения новые и интересные. По Финляндии наш навигатор вел нас какими-то одному ему известными партизанскими тропами. Зато по пути мы видели лося и зайца-беляка. Бедный заяц уже побелел, а снега то в Финляндии еще нет. Правда как гласит детский учебник по литературе за 5 класс «Летом заяц-беляк возвращался с ночного промысла». Бывает и такое видимо, это наверно мы отстали от жизни и дикие зайцы по ночам нападают на беззащитных лис.

Домой мы вернулись только под утро, как всегда уставшие и переполненные новыми впечатлениями, которыми поспешили поделиться с Вами.