Лиинахамари. Тайна в трех частях.

Текст и фото Сергей Кравчук и Ирина Якобсон

  Начало

      На этот раз наш выбор места погружений пал на отдаленный порт Лиинахамари, который находится на самом окончании Кольского полуострова Печенгского района. Дорога заняла 20 часов пути на машине. Часть трассы М-18 по-прежнему ремонтируется, так что кое-где приходилось постоять.

      В 1920 году Лиинахамари вошёл вместе со всем районом Петсамо в состав Финляндии и только 19 сентября 1944 Финляндия и СССР заключили Московское перемирие, завершившее советско-финскую войну. По его условиям, Лиинахамари, как и весь район Петсамо, вошла в состав Мурманской области РСФСР. В послевоенные годы в Лиинахамари была размещена база 42-й бригады подводных лодок. А в 1993 году губернатор Мурманской области Евгений Комаров предложил построить в Печенгской губе специализированный нефтяной порт. Порт так до сих пор и не построен, но и военно-морской базы теперь уж нет.

      При въезде в Лиинахамари сразу бросаются в глаза пустые глазницы домов, окна выбиты, дверей нет. Даже те дома, в которых живут местные жители заселены не полностью. При желании пустующий пятиэтажный дом можно купить за 500 тысяч рублей. До сих пор въезд в Лиинахамари не так прост, это приграничная зона и попасть сюда можно только по специальным пропускам, заказывать которые нужно за 21 день.

      Природа севера как всегда прекрасна, но немного необычна для жителя средней полосы России. Деревья все ниже пояса, а порой и вообще стелятся по земле, и грибы могут быть выше дерева, рядом с которым они растут, зато грибы «искать» не надо, их надо просто собирать. Поездка среди сопок поистине замечательна. Если на минуту забыть, что мы на севере, то ощущение, что едешь где-то по предгорьям Кавказа. Свежий воздух, пропитанный запахом березы, яркое солнышко, которое летом только прячется ночью за сопку и тут же, как нетерпеливое дитя, играющее в прятки, снова показывается, не в силах утерпеть, когда же его найдут. Вода в море прозрачна и чиста, любопытные мальки трески кружат вокруг корабля стоящего на якоре в ожидании дайверов. Если забраться на сопки можно отведать вкусной душистой морошки. Для жителей все той же средней полосы сложно осознать, что морошка растет не в болоте, а в горах.

      Любители же тайн и приключений могут побродить по дотам, укреплениям, которые были построены немцами прямо в скалах, хотя, скорее всего, что строилось все силами военнопленных. Когда входишь в эти «подземелья», то понимаешь, каким адским трудом, нечеловеческими усилиями были построены все фортификационные сооружения.

      По приезду мы расположились на корабле Скутум. Это большое судно. На данный момент оно стоит у причала и его используют как гостиницу, но судно на плаву и готово в любой момент выйти в море. Быт на судне организован по морскому обычаю: каюты, трюмы, кают-кампания, «удобства» в гальюнах. Кок готовит вкусные обеды. Местный кот развлекает проживающих и команду корабля. Капитан корабля Андрей, очень интересный собеседник, расскажет Вам кучу интересных морских и не только морских историй, так что Вы даже не заметите как за окном, то есть иллюминатором уже утро.

       В море мы выходили на ПТС (приемно-транспортном судне). Довольно большое, почти 30 метровое судно, удобно организованное для дайверов. Это транспортное судно предназначалось для приема грузов от добывающих и обрабатывающих судов непосредственно в море. Раньше такие суда назывались «собаки».

      Природу этого края нельзя описать в двух словах, но могу сказать, что она и прекрасна и ужастна одновременно. Когда светит солнце, все вокруг все радует глаз, но стоит только погоде испортиться, кажется, что боги прогневались на людей, и вот-вот сотрут их с лица земли.

Часть первая-мистическая. Дисколёты третьего рейха

      В один из пасмурных дней мы попытались выйти в море, но волна оказалась довольно внушительной и мы вернулись на базу. Чтобы разнообразить день, наш капитан предложил нам прогуляться в сопки и посмотреть местную достопримечательность — загадочные бетонные круги затопленные водой, назначение которых доподлинно никому не известно. Что это, лафеты для береговых орудий или загадочные стартовые площадки для «летающих тарелок»? В Лиинахамари расположено бывшее здание Аненербе, это общеизвестный факт. 

      Аненербе (нем. Ahnenerbe — «Наследие предков», полное название — «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков») — организация, существовавшая в Германии в 1933—1945 годах, созданная с целью оккультно-идеологического обеспечения функционирования государственного аппарата Третьего рейха. Свое начало «Аненербе» берет из мистических организаций «Туле» и «Вриль». Эти организации верили в существование на Земле некого острова — Арктиды, где жили люди, которым были доступны чуть не все тайны Вселенной и мироздания. Несмотря на ширму таинственности и мистики Аненербе проводили вполне реальные научные исследования. Для проведения научно-исследовательских работ в «Аненербе» трудились лучшие ученые с мировыми именами. Работы проводились по следующим направлениям: создание сверхчеловека, медицина, разработка новых нестандартных видов оружия (в том числе массового поражения, включая атомное), возможность применения религиозно-мистических практик и… возможность контакта с высокоразвитыми внеземными цивилизациями.

      По мнению местных жителей Аненербе проводила здесь испытания дискообразных летательных аппаратов, использующих нетрадиционные способы создания подъемной силы. Еще в 1929 году во время собрания тайного общества Туле – предшественника Аненербе, медиум Мария Орзич, в состоянии транса описала конструкцию летательного аппарата, круглой формы, без крыльев, способной изменить вокруг себя время и пространство. Идея овладения техномагической энергии, позволяющей совершать межгалактические полеты и создание машины времени, наряду с идеей создания сверхчеловека, полностью овладело Аненербе.

      Одним из основоположников в области создания летательных аппаратов в виде дисков был Виктор Шаубергер. Он родился в Австрии 30 июня 1885 года. В течении всей жизни Шаубергер работал над теорией использования энергии движущегося вихревого потока жидкости или газа. Первые упоминания о его деятельности относятся к началу 20-х годов, когда Шаубергер, работая егерем в лесозаготовительной компании, спроектировал и смонтировал водные желоба со спиральными насечками подобными орудийным. В 1921 году Шаубергер создал всасывающую турбину. Закручиваясь, вода поднималась вверх в сужающееся сопло, увеличивая свою энергию. За счет этого вода служила двигателю топливом, работа которого не требовала иного горючего. В июле 1934 года, Виктор Шаубергер был приглашен Гитлером и высокопоставленными членами обществ Аненербе для совместного сотрудничества с ними в области создания летающих дисков и специального двигателя к ним. Его изюминкой являлся оригинальный вихревой двигатель В.Шаубергера, или, как его еще называли, взрывной двигатель. Принцип действия двигателя поясняет физик Юрий Павлович Ковалевский «Когда на оси закрученного потока воды находится твердое тело, например камень, — на задней стороне тела за счет пониженного давления образуются пузырьки, они взрываются, образуя струйки пароводяной смеси, придающие телу импульс движения. При закрутке воды охлажденной до +4 градусов по Цельсию, она насыщается дополнительной энергией; возрастает подъемная сила, действующая на тело, помещенное в вертикально закрученный поток, усиливает микровзрывы. Их интегральная сила направлена против осевого течения. Именно она удерживает рыб против потока, поднимает их по водопадам, а яйцевидные камни отрывает от дна».

      А теперь вернемся на сопки в Лиинахамари. Первое – там из камней сочится вода. Если камень стесать, то из него будет капать вода. Ни болот, ни ручьев там нет. Второе – там очень много широких кварцевых жил. И третье – там находятся сейды. Это овальные камни, весом по многу тонн, поставленные на ровном месте необычным образом. Они стоят вопреки законам физики, вроде бы центр тяжести должен перевесить, и камень должен упасть, но он стоит. Сейды на каждом шагу – через пять-десять метров. Итак обилие воды (а ведь как мы помним изобретенный Шаубергером двигатель был водно-вихревой); сейды – это предположительно энергетическая система Земли; кварцевые жилы – проводники энергии. Все это дает основание предполагать, что именно здесь Аненербе проводила испытания своих летательных аппаратов.

      Мои личные ощущения от увиденного противоречивые, действительно есть некоторые странности. Если это забетонированные площадки для пушек, то почему фундаменты такой причудливой формы, почему котлованы в скале под фундаменты имеют отводы в разные стороны. На фотографиях можно рассмотреть, какой изрезанный край бетонных постаментов и если предположить что это постаменты для пушек, как их собирались использовать, если они затоплены водой. Возможно, существовали дренажные системы, которые позже были взорваны. Могу сказать однозначно постройки очень впечатляющие и стоя на верху сопки, ощущаешь себя маленькой букашкой в этом суровом серверном краю, полном тайн и загадок.

Часть вторая-реалистическая. Береговые орудия

      Порт Лиинахамари был главной базой для вывоза никеля из стратегически важных для Германии месторождений в районе посёлка Петсамо, а также одной из важнейших военно-морских баз кригсмарине на побережье Баренцева моря. Эта база играла огромную роль в борьбе с советским Северным флотом и арктическими конвоями союзников в СССР, а также находилась на передовом рубеже обороны оккупированной немцами Норвегии от наступающей Советской армии. Порт и гавань Лиинахамари были превращены в мощный оборонительный район во фьорде Петсамовуоно. В целом система обороны Лиинахамари и залива насчитывала 4 береговые батареи 150 и 210-миллиметровых орудий, 20 батарей 88-миллиметровых зенитных орудий противовоздушной обороны, оборудованных для стрельбы по наземным и морским целям. В порту на причалах были оборудованы железобетонные доты с бронированными колпаками.

       Приехав из Лиинахамари я стала копаться во всех доступных материалах по поводу этих мест и наткнулась на множество фактов, что кольца кроме того, что они затоплены водой ничего мистического из себя не представляют, по всем предположениям эти кольца не что иное как площадки для установки дальнобойных орудий с кораблей для обстрела конвоев и п/о Рыбачий . Установить до конца их не успели, только сделали дворики и пробили дороги.

       Подобное орудие сохранилось в Норвегии. На мысе к востоку от города Харстад, находится обьект под названием «Adolf Kanonen» — 406-мм сверхтяжелое береговое орудие. Судя по описанию его на месте, оно сейчас имеет эпитет «Самая большая сухопутная пушка в мире из ныне оставшихся в наличии». Оружие было первоначально разработано и построено, для установке на линкорах. Когда строительство линкоров было остановлено, Гитлер решил, что они должны использоваться в прибрежной защите. Возможно, что оружие назвали Адольфом Гансом в связи с разработкой снарядов дальнего действия, Адольфа Шеллса.

       Так же есть объяснение, почему котлован под кольцом с ответвлениями.Есть рисунок, опубликованный на форуме blockhaus.ru, который даже показывает примерное расположение целого здания около этих лафетов. Так что береговое орудие это конечно не так таинственно как «летающие тарелки» Аненербе, но желание нырнуть и посмотреть, что же там внутри зародилось в головах дайверов. Продолжение следует…..

Часть третья. Подводный мир 

      От бухты «Девкина заводь» до выхода в открытое море около часа ходу на неторопливом ПТС. Нам повезло с погодой, голубое небо, яркое солнышко, полное отсутствие ветра, ПТС скользит по зеркальной глади воды. По дороге на обеих сторонах фьорда видны сделанные немцами оборонительные сооружения. В рубке ПТС работает система навигации совмещенная с GPS. На дисплее отображена карта залива с указанием пеленга и глубин. Капитан ПТС рассказывал, что без навигационной системы здесь ходить невозможно. Если летом сопки еще, как-то отличаются друг от друга, то зимой они одинаково белые и определить местоположение практически невозможно.

      Рельеф дна в заливе представляет собой желоб с отвесными стенами, глубиной в районе фарватера около 150 м. Для базы подводных лодок это было стратегически важно. Подводные лодки могли скрытно входить и выходить из базы в подводном положении, что существенно осложняло контроль противника за количеством лодок находящихся на боевом дежурстве.

      Выйдя в открытое море, мы поворачиваем направо и огибаем гряду сопок, становимся на якорь в тихой, скрытой от ветра бухте с прозрачно зеленой водой. У береговой линии в лучах солнца сквозь прозрачную воду видно песчаное дно. Ощущение такое, что ты находиться на пляже в прекрасной тропической бухте. Только нет пальм и вода с зеленым отливом. Одеваем снаряжение, садимся в риб, и 250-сильный двигатель несет нас к месту погружения.

      Опрокинувшись за борт попадаешь в мутную ярко зеленую воду. Мутную на столько, что приходит мысль, не забыл ли я одеть маску? Примерно на 5 метрах проваливаешься под термоклин в прозрачную, кристально чистую воду, видимость около 30 метров. Под тобой, распахивается освещенная солнцем населенная огромными зарослями ламинарии, уходящая куда-то в темную бездну бесконечная долина.

      Огромные бурые листья ламинарии медленно колышутся, передавая ощущение жизни и дыхания подводного мира. Ранее я плавал в Баренцевом море, но почему-то оно всегда было пустым, т.е. кроме ламинарии и морских ежей никакой живности не вооружённом взглядом видно не было. Здесь меня удивило большое количество снующих в листьях ламинарии мальков пикши и трески. Если немного зависнуть над зарослями и внимательно оглядеться оказывается, что в зарослях кипит жизнь. Причудливо обклеенные водорослями для маскировки медленно двигаются крабы пауки аборигены Баренцева моря.

      Раки отшельники мелкими перебежками таскают за собой тяжелые раковины. Легкими толчками медленно двигаюсь вдоль уходящего в глубину склона. Мимо меня нежно касаясь, проплывают огромные листья, разбегаются по сторонам, недоверчиво рассматривая меня мелкие пикши. Вот навстречу мне попался маленький пупырчатый камчатский краб, значит где-то рядом должны быть и другие его сородичи. Заросли ламинарии становиться немного реже и открывается россыпь крупных камней обжитая морскими ежами. Погружаюсь глубже. Мне очень нравиться глубина, начиная с 30 м. На этой глубине все затихает, оборудование начинает работать как то по особенному, поддутый сухой костюм перестает сковывать движения, уходят все неудобства связанные с транспортировкой на себе тяжёлого снаряжения, дыхание успокаивается и наступает ощущение полета. Небольшое течение медленно несет меня над склоном и перед глазами плавно открываются удивительные картины подводного мира.

      На глубине около 40м склон круто уходит вниз, подлетаю к обрыву и вижу, что ниже примерно метров на 15 длинный, идущий вдоль склона каменный выступ, а на нем упершись задом в стенку, сидит огромный камчатский краб и поедает останки рыбы, рядом находятся еще несколько таких же больших и шипастых его сородичей. Видимо их также манит запах съестного. Счастливый обладатель пищи всем панцирем навалился на добычу, отрывая и вытаскивая из под себя по кусочку, он малой клешней передает в рот пищу, при этом боевую клешню держит высоко, не давая подойти собратьям и полакомиться. Вблизи все это противостояние выглядит, как начало танкового сражения. Мощные боевые машины готовиться вступить в схватку. Крабы действительно похожи на фантастические танки. Их мощные покрытые шипами ноги и панцири сделаны для защиты нежного белого тела, а на голове, словно перископы вынесены два маленьких глаза и мощные усы антенны для организации устойчивой длинноволновой дальней связи. Они медленно перемещаются и, кажется, что все действия краб делает независимо, т.е. в нем находится экипаж, выполняющий параллельно различные задачи. Одни обеспечивают перемещение краба, другие обзор пространства, третьи подают в рот все, что встречается на пути, четвертые обеспечивают связь с собратьями. В нашем случае ситуация находится примерно в стадии переговоров перед нападением, переговоры видимо ведутся об уступках части найденной пищи.

      Жаль, что не удастся дождаться кульминации события, воздух стремительно тает, и пришло время прощаться с фантастическими боевыми машинами. Очередной раз завидую людям, плавающим с ребризерами, имеющих автономность 3-4 часа, против моих 12 мин. Начинаю плавный подъем вдоль склона, постепенно свету становиться все больше и больше, вот снова навстречу появляются сначала редкие, потом все гуще и гуще заросли ламинарии. Мелкие пикши разбегаются в стороны, пугаясь выдаваемых мной пузырей. Всплываю на поверхность, яркое солнышко слепит глаза. Подуваю жилет и костюм, ложусь на поверхность, а вдалеке уже слышится звук двигателя несущегося за мной риба.

      Вернулись на базу мы около 22.00, однако это совершенно не ограничивает нас в возможности погружаться, т.к. полярное солнце ходит по кругу и освещает одинаково и днем и ночью. Мы решили сделать погружение недалеко от причала в Лиинахамари. После расформирования базы подводных лодок в бухте осталось много различного затопленного флотского имущества и кораблей. По времени как раз заканчивается отлив, недалеко от берега из воды виднеется корпус небольшого корабля и часть рубки подводной лодки. Вот туда мы и нырнем, посмотрим, что это за лодка и как она выглядит. Садимся в риб, подходим в район виднеющейся над водой рубки и прыгаем в воду.

      Глубина под нами около 10 м. Вода у поверхности противно теплая и ужасно мутная. В этом месте в бухту впадает пресная рука и результате чего видимость отвратительная. Опускаемся глубже, выскакиваем под термоклин — совсем другое дело. Перед нами дно покрытое редкими водорослями. Двигаемся в направление лодки. Постепенно перед нами проявляется остов подводной лодки. Лодка лежит на правом боку, идем вдоль лодки по направлению к винтам. Перед нами возникает остов небольшого корабля, лежащий уткнувшись носом в борт лодки, проходим между ними и поднимаемся на палубу корабля. Похоже на маленький, разбитый морем «рыбачок». Переборки и двери узкие, внутри делать нечего, возвращаемся к лодке, проходим около гребных винтов, их три штуки. Интересная особенность здешних мелководных «реков», они сильно заросшие водорослями, определить где, что было изначально, уже практически невозможно. Подплываем к рубке лодки, среди сильно заросших частей оснастки рубки виден, чистенький набок согнутый перископ. Видимо кто-то до нас постарался. На рубке сидят крабы невиданных размеров, толи вода здесь сильно увеличивает, либо и в правду они тут обосновались. Отливное течение усиливается, увлекая нас за собой. Удерживаться около «река» ластами, становиться трудно. Обойдя кругом лодку и сделав несколько фотографий, возвращаемся на базу, где нас ждет шикарный ужин и обмен множеством впечатлений.

      Линахамари прекрасное место. Один только существенный недостаток – это погода. Когда светит солнышко и штиль, море гладкое, милое как на курорте. Однако такая погода здесь редкость, нам случайно повезло. Приехали за 1500 км из Питера на машине и планировали понырять 5 дней. На следующее утро погода изменилась с ног на голову. Температура упала, небо заволокло тучами, над сопками повис низкий туман, наш выход в море получился напрасным, т.к. погружаться в прилив при дующем с моря ветре с ПТС без риба невозможно, существует риск быть вынесенным на берег, а подойти, чтобы забрать дайвера с берега без риба ПТС не может.Пришлось вернуться на базу и совершить прогулку и осмотр местных достопримечательностей, благо в этом недостатка здесь нет. Посмотрев прогноз, который совершенно нас не порадовал мы собрались и уехали в Таллинн, где посетили недавно открывшийся морской музей «Жемчужина Эстонии», но об этом рассказ в следующей статье.